18 октября 2021 г.

Расширение моста через Исеть на Малышева: пешеходы, автомобили и сохранение истории

Давеча намедни городская администрация вновь вернулась к проекту реконструкции моста через Исеть на улице Малышева. Мост исторический, каменный, узкий. Машин влезает три ряда легковушек или два автобуса/троллейбуса, поэтому реверсивное движение не применяется, а разметкой выделены две полосы. Но фактически стоит два ряда в нагруженную сторону и один в обратную. 

Таким образом на четырёхполосной Малышева мост является бутылочным горлышком, хотя как правило, пробка не из-за него, а из-за светофоров на Горького и 8 марта. По обеим сторонам моста пешеходные тротуары.

Так вот, мэрия решительно отказалась от идеи расширения моста по принципу того как это сделано на Ленина — сбоку уложено несколько бетонных балок, за счёт которых проезжая часть увеличена вдвое. Мотивировали тем, что мост исторический и охраняется государством. Новый план: убрать тротуары, проложить четыре полосы для транспорта, а пешеходам построить с южной стороны (со стороны Куйбышева) отдельный мост. Со стороны исторического сквера мост строить не планируется.

Конечно сразу возник ряд вопросов и разгорелась жаркая дискуссия: мол, чо это пешеходы должны обходить чёрт знает где и как? Может тогда и машины будут объезжать по Ленина? Какого лешего не построены пандусы? И ваще.

Вопросы частично справедливы, если посмотреть на этот объект с высоты карты 2ГИС. Но с помощью той же карты легко обосновать и позицию мэрии.

Историчность

В нашем городе: где сносят исторические здания за одну ночь, пока граждане празднуют день города, где сочетая несочетаемое архитекторы умудряются воткнуть пять разных стилей в квартал, слышать аргумент об историчности и эстетике... По меньшей мере странно. Ну и в целом нынешнее внешнее состояние моста с обилием труб и кабелей вызывает сомнения в его какой-то невероятной эстетической ценности.

Сомневаюсь, что кто-то вообще заметил потерю, если б реставрацию оформили в стиле улицы Ленина на Плотинке.

Южная сторона моста: даже вблизи кроме ограды особо ценного не видно

Южная сторона моста: а уж издали и подавно

Тут надо заметить, что в таком контексте подозрения, что администрация просто хочет сэкономить денег отнюдь не беспочвенны.

Но допустим. Тогда этот тезис даст ответ на вопрос уважаемого Владимира Злоказова: "Почему не построить пешеходный тротуар просто соединив два выступа к северу от моста?" Дело в том, что на левом берегу Исети, со стороны улицы Горького этот выступ выложен камнем и, скорее всего, тоже относится к охраняемому наследию. Строить мост с него равно строительству моста на консоли или расширению полотна за существующие границы.

Северная сторона моста выгладит чуть лучше. Тут хотя бы видно кладку

Ну а если мы не строим мост здесь, то где его строить? Мост у Музея ИЗО в историческом сквере находится в 80 метрах по прямой от улицы. При этом до границ каменной кладки ещё меньше. Два моста на 80 метрах — зачем?

География

От моста на Малышева до моста у музея ИЗО 80 метров по прямой. И перепад высоты метров шесть

Давайте поговорим про расстояния. Если вот прям мерить самым кратким путём, то при обходе через пешеходный мост у ИЗО получается крюк аж в сто метров. Я специально пошёл и посмотрел насколько дольше получится такой путь. Конечно я потерпел фиаско, потому что неоднократно останавливался сфотографировать окружающие осенние красоты. Да, на этом пути придётся преодолеть несколько ступенек у моста и подняться (или спуститься) примерно на пять метров по лестнице. 

Вход в Исторический сквер от Малышева-Горького: налево — по Малышева, прямо — через мост у музея ИЗО

Но шутка юмора в том, что адепты доступной среды, которые так яростно отстаивали своё право на пандусы в комментариях под записью Владимира, они вообще не в курсе как устроена городская среда. Но мнение имеют.

Пройдя по диагональной дорожке (о, чудо!) выходим к мосту у которого действительно только ступени. И кратчайший путь на другой берег реки и улицу Малышева идёт через лестницу

А там есть шикарные пандусы справа от музея, если стоять к нему лицом. Да, здание придётся обойти, но сделать это можно по максимально ровной поверхности ценой увеличения пути ещё на 50 метров. То есть у нас есть альтернатива: +100 метров по короткой дороге, но с лестницей или +150 метров по ровным пандусам. А входы на пешеходный мост конечно нужно оснастить нормальными въездами.

Но у самого музея

И справа от него пандусы очень даже ничего

Логика движения

Как мне сказали в комментарии: "Хорошо тебе рассуждать, когда ты молодой и подвижный. А у меня колени болят — чего это я должен ходить зигзагами?" И мне есть что ответить. Да, пока я сохраняю подвижность (см. заметки про РС), я буду с удовольствием ходить зигзагами, по лестницам и как угодно.

Чёрным — планируемый мост на южной стороне. Синим — путь по прямой или через пандусы. Красным — кратчайший обход по лестницам.

Но когда и если для меня лишние сто метров станут препятствием, я просто не пойду в это место. Потому что — зачем? Сейчас-то я хожу здесь потому что на машине ехать в центр глупо, а собирать заразу в общественном транспорте не хочется. Поэтому транзитный пеший маршрут через это место вызывает вопрос к логике. В общем-то можно самостоятельно оценить поток пешеходов в сравнении с количеством машин на фотографиях видов моста.

Концептуально здесь две точки притяжения, расположенные между остановками транспорта "Горького" и "Храм Большой Златоуст": это ТЦ Limerance (я вообще не уверен, что его посетители перемещаются как-то иначе чем на личном авто) и Музей ИЗО. В ТЦ ближе идти от остановки  "Храм Большой Златоуст", а вот в музей — да, от остановки "Горького". Но прикол-то ведь в том, что в музей путь всё одно, лежит через сквер и имеющийся мост, а вот подниматься на улицу Воеводина в этом случае вообще не нужно.

Итог

В общем, несмотря на то, что администрация приводит в качестве оправдания проекта довольно странные, с точки сложившейся градостроительной практики, тезисы, сам проект вполне имеет право на жизнь. Пешеходам жизнь он не усложнит, а вот троллейбусам и автобусам придётся полегче — не надо будет толкаться у въезда на мост. В конце концов, наличие четырёх полноценных полос открывает возможность организовать нормальные выделенки от Карла Либкнехта до 8 марта в обе стороны.

Это если мы верим в тезис об историчности. Потому что без него проще кинуть две балки с севера и наладить широкий проход по ним.

Комментариев нет:

Отправить комментарий