Осмотрев Каменку и Гребешки, продолжаем нашу самостоятельную экскурсию-экспедицию по непопулярным местам и уходим дальше в сторону Шали, на Илим. За ним на Колпаковку, а от неё — на Сулём. Дорога становится всё хуже, а связь пропала ещё в Илиме...
 |
Дороги с твёрдым покрытием заканчиваются в Илиме. Но движение сохраняется и возле Колпаковки |
Посёлок Илим ничем особо не примечателен, кроме ветки железной дороги, уходящей через Кын и Лысьву в Чусовой Пермского края. Здесь уже довольно дикие места, а после поворота на Сулём мы понимаем, что вокруг вообще никого скорее всего нет.
 |
Следы от пуль встречаются буквально на каждом знаке. Дикий запад, блин |
Ну как нет, людей нет. Поэтому обилие птиц. Их тут просто тьма: от вульгарных зябликов и щеглов до разнообразных куропаток и молодых кукушек. Всё вокруг чирикает, заливается трелями и издаёт разные другие пернатые звуки. В болоте плавают утки, а на столбе прибита табличка с предупреждением о медведях. Дикая природа Урала.
 |
Вот этот гражданин подпустил нас очень близко. А вот его кореша были более настороженными |
Мы едем по территории природного парка Река Чусовая. Движение и стоянка вне дороги запрещены. С середины апреля по середину июля запрещено и посещение отдельных территорий, например скальных массивов. Чтобы не мешать птицам, которые гнездятся там, выводить птенцов.
Изучать её удобнее с длиннофокусным объективом, которого у меня пока нет. Зато есть атлас-определитель птиц. Мы пользуемся "Лучшим определителем. Птицы России" за авторством Мосалова А.А. и Волцит П.М. Перечислены основные птицы, встречающиеся в России, чего хватает с лихвой. Стоит недорого.
Книжка, которая очень помогает начинающим орнитологам вроде нас: удобный рубрикатор, картинки и доступные описания позволяют легко понять кто перед нами.
А ещё очень здорово, что есть бинокль. Это вообще прям первейшая вещь. Потому что птицы, хоть и не особо реагируют на машину в целом (но они реагируют на вышедшего из неё человека), улетают, услышав скрип тормозов. Levenhuk KARMA 8.42, может и не позволяет забивать собой гвозди, в отличие от БПЦ, зато он очень легкий и достаточно компактный.
А вот колодки TRW — фигня. Как только они становятся влажными — начинают мерзко свистеть. В обычной жизни на это почти пофиг. В лесу — нет.
За рассматриванием птичек добираемся до очередного поворота, а там еще немного и мы выезжаем на берег Чусовой. Выглядит очень классно: слева скалы, справа несётся река — здесь действительно похоже, что Урал это про горы. Тем более, что на этом кусочке могут подстерегать действительно горные опасности: дорогу периодически подмывает рекой, а со скалы сходят камнепады. Если не успели починить — придётся разворачиваться и пытаться объезжать через Харенки или вообще возвращаться через Илим.
 |
Ехать местами непросто, но очень красиво |
 |
Красивая дорога вдоль Чусовой: слева скалы, справа река |
Впереди, километра через четыре, находится посёлок Сулём. А перед ним — ещё одна точка интереса. Урочище Илим. Мы выезжаем на край пойменного луга у памятника селу.
 |
Урочище Илим находится на месте покинутого села. Здесь на месте церкви небольшая часовенка и информационный щит |
 |
Крест на месте церковного кладбища Илима |
Довольно большое, до 400 домов, с каменной пристанью, село пережило два серьёзных пожара: в 1880 и 1939 годах. Сгорела большая часть села, люди стали уезжать отсюда. И во второй половине XX века село обезлюдело окончательно. Сейчас о нем напоминают только остатки каменной пристани, да памятные знаки. От построек не осталось вообще ничего, ни фундаментов, ни стен. То ли всё ушло в землю, то ли сгорело дотла и сгнило.
 |
Вроде по карте до останков каменной пристани дошел, но в явном виде её не нашёл |
 |
Памятный знак на месте исчезнувшего села Илим |
 |
В 2015 году установили памятник илимцам, павшим на фронтах Великой Отечественной |
Напротив стоит Илимский камень. Наверное, не самая живописная скала Чусовой, но всё вместе выглядит классно.
 |
Пойменный луг Чусовой в урочище Илим: как будто причесали гигантской расчёской |
Впереди мост через Чусовую. Справа от него, на правом берегу Чусовой протянулся камень Тюрик. Туда я ездил со скалолазными целями в 2017 году. Красивая скала с которой открывается вид на реку и окрестности. Интересная и в плане трасс: их довольно много, но большинство сложные.
 |
Камень Тюрик подходит вплотную к реке. До 15 июня посещать его нельзя, чтобы не мешать гнездиться сапсанам |
Рядом с металлическим узким мостом на одну машину строят новый бетонный. Из-за этого строительства частично перегорожено русло Чусовой, а сплав от урочища Илим до Сулёма невозможен.
 |
Стальной мост через Чусовую под Сулёмом |
 |
Рядом со старым строят новый мост через Чусовую. Куда по нему ехать неясно |
Имеющийся мост хорош, а уж новый-то и вовсе выглядит сильно шикарно для местных направлений.
Сам посёлок старинный, возник в семнадцатом веке на левом берегу Чусовой. Местные крестьяне занимались углежжением и сплавляли барки с железом. На речке Сулём стояла плотина, которая использовалась при сплавах.
 |
Пейзаж уральского села в глубинке |
 |
Самый короткий путь на левый берег сейчас — вброд. Основная часть села теперь по правому берегу |
 |
Мобильные кинофильмы оказались на обочине истории. Фургон передвижного киноклуба служит сараем |
 |
А сельский магазин работает несколько часов и не каждый день. Ближайшая цивилизация за несколько десятков километров в Усть-Утке |
В советское время здесь находились различные предприятия лесной и сельской промышленности. А сейчас осталась лишь бледная тень былого. Примерно посередине посёлка эта тень собрана местным жителем Павлом Ивановичем Гилёвым в своеобразный этнографический музей под открытым небом.
 |
Вывеска музея под открытым небом в Сулёме |
 |
В мае 2021 года аж в Сулёме поставили памятник жертвам политических репрессий. Как пачками судили, не всегда по делу, также потом и реабилитировали — далеко не всех заслуженно. |
 |
Из остатков техники — тракторов и комбайнов — в Сулёме собрали железную ладью |
Немного крупных планов этого чугунного драккара:
 |
Автор задаётся философскими вопросами |
Надежды на лучшее здесь можно связывать только с развитием местного туризма: экскурсии на окрестные скалы, сплавы по Чусовой или поездки по достопримечательностям окрестных сёл. Сулём находится в центре парка Река Чусовая.
На это намекает информационный плакат на русском и английском языках. Но не плакатом единым. За четыре года с моей прошлой поездки, тут добавились ряды столбов уличного освещения. И контейнерные площадки, которые издалека я принял за автобусные остановки.
 |
Информационный плакат в Сулёме на русском и английском. Про село и парк Река Чусовая |
 |
Недавно на улицах Сулёма установили столбы освещения |
 |
Сотовая связь у МТС в Сулёме отсутствует совсем. Про других операторов не знаю. В посёлке есть спутниковый таксофон |
Выезжаем из Сулёма через второй строящийся мост, и двигаемся в сторону трассы. Впереди около 200 километров до дома. Около трети по районной дорожке от Усть-Утки до Тагила. По дороге можно бы посмотреть и Висим, и Висимо-Уткинск, но и времени прилично, и сил почти не осталось.
Поэтому любуемся склонами горнолыжного центра Гора Белая на горизонте и едем домой.
 |
Снег на склонах горы Белой не растаял даже несмотря на начало мая и череду тёплых солнечных дней |
Вернулись в восьмом часу, преодолев около 400 километров пути чуть менее чем за десять часов. Было прикольно: провинциальная жизнь и весенние пейзажи, дикая природа и лютая дорога. Есть осторожный план уехать дальше за Колпаковку в сторону Кына. Например, в Чусовой и Каменный город, что под Гремячинском. Возможно, осенью. Но это, как говорится, будем посмотреть.
Отдельная радость от весенних и осенних путешествий заключается в отсутствии летающих кровососущих насекомых. Думаю, что летом на грунтовке среди болот нас просто сожрали бы. А в мае — красота: тепло, почти сухо и никто не кусает. Однако, будьте осторожны — клещи уже проснулись и жрут всех подряд начиная с марта.
<— По следам улетевшей кукухи часть первая
Про дороги —>
"...а сплав от урочища Илим до Сулёма невозможен" - ерунда можно ведь обнести. Туристы водники всегда так делали.
ОтветитьУдалитьКонечно да, но имеется ввиду именно сплав, т.е. движение по воде
Удалить