15 февраля 2021 г.

О страховании автомобиля и высоких технологиях

 У нас принято постоянно ругать государство: построить ничего не могут, всё через задницу и так далее. На самом деле, светлых моментов много. Просто мы к ним быстро привыкаем и считаем, что оно само собой разумеющееся.

Вот третьего дня я оформил страховку ОСАГО на очередной год. Не отрывая попы от стула написал страховщику в Воцап, через двадцать минут получил счёт, немедленно его оплатил и получил полис на почту. Можно было бы и без страховщика, но тут такой момент: при переходе на электронные полисы выяснилось, что КБМ берётся из базы РСА. А я сменил страховую, при этом старая поленилась подать мои данные... Короче, спасибо Диме, что разрулил эту тревожную ситуёвину. Уже который год в Ингосстрахе, и всё пучком. 

Электронную страховку оформляю с 2017 года и боюсь себе даже вспомнить как мы жили до этого. Целое дело было: созвониться, договориться о встрече, заготовить наличку. Потом агент сдачу ищет. Полис — хорошо — на компах печатать стали. А то первые годы от руки заполняли.

Мало того, что всё электронное и мгновенное, так оно ещё и несколько подешевело, как выяснилось. В прошлом году платил почти 5К, в этом — 4,3К. Подешевело больше чем на 10% (в реальности ещё стоило бы учесть инфляцию и снижение было ещё больше), что не может не радовать.

Стоимость страховки ОСАГО зависит от базового тарифа, который разнится от региона к региону, мощности машины, возраста водителя, его стажа и коэффициента бонус-малус. КБМ — это, если по простому, безаварийный стаж. Базовое значение — 1, каждый безаварийный год (без аварий по вине водителей, вписанных в полис) снижает его на 0,05 до минимального значения в 0,5. Для расчета стоимости полиса берутся самые "дорогие" значения всех параметров. Я упрощаю, но концептуально всё работает так.

Небольшая ретроспектива:

17-18 год. Страховая премия 5,2К. Число внизу слева не сразу и найдёшь

18-19 год. Тоже 5,2К

19-20 год. Базовый тариф снизился, стало дешевле на 200 рублей

20-21 год. Стоимость страховки ОСАГО Kia Ceed в Свердловской области

21-22 год. Базовый тариф ещё уменьшили, полис стоит 4237 рублей

К заметке на Драйве набежал народ, который массово обвинил меня в том, что я, мол, незаслуженно восхваляю власть. Так и до портрета Путина над столом недалеко. Какие, говорят, тут достижения, если всё разработано за рубежом, а мы только пользователи? Подождали бы несколько лет — оно всё равно само бы эволюционировало в еОСАГО.

Такой подход не совсем верен. Дело в том, что из-за оппортунизма к власти мы рискуем удариться в другую крайность: вместе с плохим критиковать и хорошее. Да, может быть полисы бы и эволюционировали. Только без указания МВД их бы не принимали на дороге: гербовый бланк, будьте добры, возите с собой. 

Пользователи? Ок, хорошо. Вот передовая хайтека — США. Там ковидные пособия раздавали чеками. У нас на карту, а там — чеком. В чём разница? Например, в том, что для перечисления на карту мне достаточно на Госуслугах заполнить форму. А чтобы обналичить чек его сначала надо получить. Обналичить можно дистанционно, а получить вживую. Граждане так любили ругать родную страну за институт прописки и приводили в пример Штаты, где такого нет. Пожалуйста, как результат  — масса ошибок в адресах, длительные сроки доставки и прочие проблемы. Прикиньте, у нас Путин объявил бы, что все получат пособия Почтой России...

Я по дороге вспомнил ещё прекрасное: как в банке надо было найти на стенде образец заполнения платёжки, из которого ручкой переписать все эти счета и КБК в свою бумажку (ещё там надо втиснуть адрес, паспортные данные и ФИО), после чего оплатить её в кассе. Как-то я решил увернуться от этого: оплатил в интернет-банке пошлину на замену водительского удостоверения и с распечаткой чека пришел в ГАИ. На меня посмотрели непонимающе и отправили ставить отметку в банке. А вы говорите, само бы эволюционировало. Ага, да.

Можно ли представить себе электронную отчётность или электронный документооборот без участия государства? Нет, нельзя. Зато сейчас — пожалуйста: всё в цифре. Да, многие предпочитают распечатывать и подшивать. От греха, как говорится. Но налоговая при проверке прекрасно обходится электронными представлениями документов. Налог.ру, Госуслуги, Почта России, запись к врачу через интернет — это то, чем чаще всего пользуюсь. И претензий к приложениям минимум.

Кто-то видит в этом "цифровое рабство". Типа, твою запись удалили из базы, и тебя нет — вот вам и точка шантажа. Вообще это сделать не так просто, как представляют себе многие. Но даже если представить, что такое произошло, что мешает регулярно сохранять себе выписки из соответствующих реестров, регистров и прочего? Кроме того, бумажный носитель тоже не даёт гарантии, что ваши бумаги не потеряет нерадивый исполнитель.

Ну и отдельно идут граждане, которые тут же сообщают: ага, мы только построили прекрасное, как нас заставляют ставить Байкалы и Эльбрусы вместо Интела, АстроЛинукс вместо Винды и 1С вместо САП. Ничо никто никому не объясняет, всё глючит и отстой. С одной стороны — это вообще о другом. С другой — блин, парни, всё так. Ну не бывает идеальной реализации в нашем мире. Особенно сейчас, когда идёт борьба за электронный суверенитет и технологическое превосходство. Некогда тестить годами — надо внедрять. 

Аналогия, конечно так себе, но давайте вспомним легендарный танк второй мировой — Т-34. Был ли он лучшим в начале войны? Определенно, нет. То есть, по бумагам-то вроде был неплох, но в реальности он был довольно слабо вооружён и не слишком надёжен — двигатель с трудом выхаживал свой ресурс. Модификация конца войны Т-34-85 серьёзно отличалась от исходника и была одним из лучших образцов танкостроения того времени. Можно ли было сказать перед войной: не, Т-34 образца 1940 года так себе, давайте ещё поработаем? И это мы ещё молчим про уровень подготовки личного состава.

Улучшения — это хорошо. Но проект, который курирует руководитель-перфекционист, рискует никогда не увидеть свет, потому что всегда найдутся неидеальности, которые можно улучшить до релиза. А задачи, которые ставит реальный мир — вот они, здесь и сейчас. И решать их приходится тем, что есть.

Короче, порадуемся возможности решить многие вопросы не отрывая попы от дивана. Без лишних стояний в очереди и битв за талончики. А за негатив успеем поговорить, я так тоже умею.

Комментариев нет:

Отправить комментарий