Раньше было страшно модно все сравнивать с Арбатом. Вот у нас улица Вайнера — местный Арбат. Челябинский Арбат — улица Кирова. Да вы сами начните набирать название любого города в сочетании с Арбатом — они повсюду. А потом как-то выяснилось, что и в Москве полно мест, где можно гулять, и в других городах тоже. В Екатеринбурге таким местом стала набережная реки Исеть. В хорошую погоду, даже в будний день, по вечерам там народу как в Геленджике. Граждане гуляют сами, гуляют с детьми, катаются на великах, самокатах и прочем транспорте.
Про набережную Городского пруда и про Исторический сквер я расскажу отдельно. А сегодня отправлюсь за улицу Малышева, где в прошлом году открыли обновленную набережную Исети.
За проектирование отвечали Консалтинговое бюро "Стрелка" — ребята проектировали московский парк Зарядье — и наши местные архитекторы OSA Group. Реализовывал проект подрядчик, определенный администрацией города по итогам конкурса. Открытие после двухлетней реконструкции состоялось осенью 2019 года, но сразу после ремонта смотреть было неинтересно. Все в окружении черных газонов и в остатках благоустройства. Сейчас, когда прошел почти год, можно увидеть естественное состояние набережной. С травкой и следами эксплуатации, что позволяет понять: жизнеспособен проект или нет.
Мнения по поводу успешности реализованного разделились: администрация города считает, что все "огонь", а отдельные городские порталы снова обратились к услугам одного кудрявого парня и запостили его критические замечания. Пошёл в центр по делам, а заодно лично проверил что там и как.
Моя прогулка начнётся с левого берега, а потом по часовой стрелке переберусь на правый и пойду обратно. Для понимания о чём речь, вот вам небольшая карта-схема:
 |
Схема прогулки на карте 2ГИС |
Чтобы попасть на набережную, подойдя от улицы Горького к Исети, нужно спуститься по непримечательной бетонной лесенке у ремонтируемого здания.
 |
Спускаемся левее моста |
На левом берегу набережная двухъярусная. Нижняя дорожка отлита из бетона, верхняя уложена плиткой. Есть несколько лестниц, соединяющих уровни набережной, остальной склон занимает цветочная клумба.
 |
Дядьки ловят рыбу, голуби летают — красота! |
Вдоль обеих дорожек стоят скамейки. Или, правильнее сказать, лавки потому что спинок нет. Вообще. Если вы не хотите, чтобы на скамейках сидели, делайте их без спинок — примерно так пишет Тёма Лебедев. То ли дерева сэкономили, то ли спинки делать не умеют. Зато лавки на верхней дорожке богато обставлены урнами: с каждой стороны стоит по здоровенному ведру литров на пятьдесят. А у лавок нижней дорожки урн наоборот нет. Ни одной.
 |
Ряды скамеек, перемежающихся с урнами уходят вдаль. А на газон хорошо бы посадить плотную травку. Без нее землю здорово смывает дождем на нижнюю дорожку. Фото повторяет эскиз из проектной документации |
Так и вижу, как при утверждении плана работ чиновник дописывает: "И урн, урн побольше поставьте! У нас народ хлебом не корми, дай посидеть на жердочке у помойки."
 |
Не удержусь и вставлю фотку Исторического сквера. Пущего романтизма для, все лавки там оборудованы монументальными мусорными бачками литров на 100 каждый. |
Ну и качество обработки дерева так себе, конечно. Меньше года прошло, а покрытие уже местами стерлось. Дерево покоробилось и начало трескаться. На следующий год сесть без риска получить занозу в ягодицу не получится.
Если сидеть не хочется, то в целом всё очень хорошо. Сделано аккуратно, радует глаз. Слева немного торчат бытовки рабочих, занятых ремонтом улицы Горького, но там работы тоже почти закончились, и скоро станет красиво со всех сторон.
Отремонтировали даже "Косой" дом — ступенчатый дом купца Чувильдина. Он долгое время стоял в сильно страшном состоянии. Не могу сказать точно, жил там кто-то в последнее время или нет, но складывалось ощущение, что в окрестных кустах обитали бомжи. Сейчас его передали, если не ошибаюсь, УГМК. Здание выглядит отлично.
 |
Дом отремонтировали, а вокруг разбили сад с цветами и культурными кустарниками. На следующих фотографиях небольшая ретроспектива |
 |
Косой дом во время реконструкции. 2018 год |
 |
Дом Чувильдина до реконструкции. Если правильно помню, 2017 год |
 |
В 2005 году бомжей уже разогнали, окна заколотили, а дом обнесли забором |
Дальше возвели несколько зданий, которые хотели отдать под музей/картинную галерею или типа того. Но, как это обычно у нас бывает, архитектурное решение получилось крайне странным. То есть само-то по себе оно нормальное, но ведь его реализуют в некой сложившейся среде...
Начнем с того, что в начале улицы Горького, откуда я начал прогулку, стоит упомянутый дом Чувильдина и здание одной из первых городских электростанций. Они выполнены в так называемом кирпичном стиле. Здания же для галереи построили в таком типа английском/викторианском стиле. Но снизу к ним сделали входы с набережной, которые с противоположного берега выглядят будто капониры для военной техники. Возможно с бетонными конструкциями у входов сделают что-то симпатичное. Ну а за этими особняками возвышается нагромождение стекла и бетона, стоящее на соседних улицах.
 |
Когда идёшь вдоль левого берега архитектурный фарш не сильно заметен. |
Но пока идешь по левому берегу этого не видно. Зато впереди видно пешеходный мост, который соединяет улицу Карла Маркса на левом берегу с Дендропарком на правом.
 |
Главное — не сворачивать в сторону |
 |
Со стороны железно-деревянное оформление моста в окружении зелени выглядит органично |
Его тоже отреставрировали: сделали новый настил, закрыли неприглядные металлические конструкции щитами из досок, установили дизайнерское ограждение и даже барные табуретки. Можно было бы взять стаканчик кофе и сидеть, наслаждаясь видом Исети...
 |
Ограждение от машин можно было обыграть и поизящнее... |
Если бы не извечная вонь из канализационного коллектора, что находится недалеко от мостика. Вонял он сколько себя помню, и реконструкция набережной, к сожалению, поправить эту проблему не смогла.
 |
Вид на особняки с капонирами и стеклянным фоном к северу от мостика |
 |
И на цирк со строительной площадкой ледовой арены к югу. Через мост на Куйбышева насквозь не пройти. |
Лет десять назад здесь было совсем дикое место:
 |
Участок правого берега в сторону Малышева. На заднем фоне виднеется здание Рубина |
 |
Вид с пешеходного мостика на правй берег в сторону Малышева |
 |
Более современная фотография, 2010е: слева уже забетонированы дорожки, но у дендрария ещё заросли |
У моста есть несколько проблем:
- Самая большая — вонь от сливного коллектора. Стоять и предаваться романтическим мыслям или лениво тянуть напитки не хочется совсем.
- Покрытие. Раньше мост был целиком зашит металлическими листами. Сейчас по краям добавили полосы, крытые доской. Доски на полу еще хуже пережили год : они рассохлись, разболтались, а некоторые вообще потерялись.
- Ограждение. Типа дизайнерское, с планками, которые стоят под углом. То мы видим сплошной забор, то воздушные перила на тоненьких опорах. Ограждение металлическое и, видимо для натуральности, некрашеное. А значит — ржавое. Перепачкаться запросто, а ведь оно служит стойкой для тех самых барных стульев...
- Ну и всю эту красоту прикрыли от автомобилистов старым — оставшимся по наследству — бетонным блоком. Хотели сделать дизайн, а все вместе выглядит как разруха.
 |
Прошло меньше года с открытия, а деревянный настил уже не выдерживает |
Не дыша форсируем мост и идём по правому берегу в обратную сторону. Здесь хорошо. Когда-то тут был страшный медвежий угол, в котором можно было запросто расстаться с материальными ценностями и здоровьем, а в Дендропарк вела козья тропа между крапивой и репьями в рост человека над крутым бережком. Сейчас все вырубили, тропинки переделали в дорожки и вообще навели благоустройство.
 |
Там где справа виден белый бетонный забор и дорожка с фонарями раньше были страшные кусты. Впереди кустится Дендрарий |
Дендрарий остается слева, а я иду направо, вдоль сада Центра современного искусства. Здесь есть площадка для представлений, на ней удобно кататься детям, а вечером тут ставят надувной батут.
 |
Площадка у Центра современного искусства |
Собственно, все претензии блогеров к набережной — к организации досуга для граждан. Мол, что за колхоз такой: сладкая вата, батуты и мороженое? Как надо делать не рассказывают, только томно закатывают глаза: "А вот в Дубае..." Короче, как обычно.
 |
Народ просто не в курсе, что это колхоз и спокойно отдыхает на замечательных деревянных мостках |
 |
Ещё бы бетонные бункеры как-то вписать в пейзаж... Газоном там обсадить или что |
Дорожка вдоль берега идет под большущими ивами. Летом тут здорово, потому что кроны дают много тени и защищают от жары. Листвы настолько много, что под ней можно спрятаться даже во время небольшого дождя.
 |
Тенёк — это здорово |
 |
Но спинки лавкам не помешали бы |
 |
Местами встречаются вот такие качельки |
 |
Но к иным после дождя не так легко подойти |
Но что снова не здорово? Правильно, лавки без спинок. Отчасти они компенсируются скамейками-качелями, которые расставлены в некоторых местах. Но почему нет спинок у лавочек вокруг детской площадки? Мамы и бабушки грустят — спине не отдохнуть.
 |
Дети порадуются обилию лазилок на площадке. А вот мамы и бабушки будут не так рады |
Еще здесь поставили дизайнерские... Не знаю как правильно назвать? Сидушки? В общем, в окружении гравийных тропинок стоят гигантские пластиковые как будто куски гальки. Ослепительно белого цвета.
 |
Валуны для сидения грамотно отделили гравием от ровной дорожки |
 |
Не знаю как, по версии мэрии, скейтерам удаётся оставлять сколы — по гравию не катнёшь |
Выглядит прикольно, но требует ухода. Белый цвет выглядит настоящим вызовом для разного рода любителей рисовать на уличных поверхностях.
 |
И.М. Малышев и архитектурное разнообразие Екатеринбурга. Немногие догадаются, что стеклянный кубик справа — отреставрированный особняк XIX века. |
 |
И то же самое место в 2012 году |
Здесь я выхожу обратно к улице Малышева. Слева, на фоне очередного архитектурного фарша, стоит Иван Михайлович Малышев собственной персоной. Перехожу по мосту Исеть, чтобы уйти в сторону Ленина. Те мелочи, что я нашел на прогулке — ничто по сравнению с главной проблемой набережной Исети. Это отсутствие связности: нет переходов у мостов на Малышева и Куйбышева. Отчего приходится выходить на улицу, делать крюк в лишние 300 метров, стоять на светофоре и испытывать связанные с этим неудобства.
 |
Найди лесенку по которой я пришел... А было время и её не было. Приходилось уходить на Горького правее здания Меткомбанка или лезть по камням подпорной стенки |
 |
Сквозного прохода под мостом на Малышева нет. Придется идти два квартала до 8 марта |
 |
Или квартал до Горького |
Что в итоге?
Мне понравилось. Стало сильно лучше чем было. В первую очередь, за счет того, что территория стала полностью ухоженной. Без темных углов. Да, можно сделать спинки у скамеек, уменьшить количество урн и подумать над покрытием мостика. Но гулять хорошо, а когда сделали улицу Горького стало ещё лучше. Про неё расскажу в другой заметке.
 |
План реконструкции улицы Горького. Открытие — осенью 2020 |
Чего действительно не хватает — это перехода из Исторического сквера без выхода на Малышева. Да, когда ты молодой и здоровый, да еще пешком, эти 300 метров и три лесенки не кажутся страшными. Но людям с детьми, колясками, самокатами и прочим колесным транспортом такие препятствия доставляют серьезный дискомфорт. Обещают сделать во время реконструкции моста. Проект вроде бы уже согласовывают.
Комментариев нет:
Отправить комментарий