Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

9 февраля 2021 г.

Обновлённая набережная Исети

Раньше было страшно модно все сравнивать с Арбатом. Вот у нас улица Вайнера — местный Арбат. Челябинский Арбат — улица Кирова. Да вы сами начните набирать название любого города в сочетании с Арбатом — они повсюду. А потом как-то выяснилось, что и в Москве полно мест, где можно гулять, и в других городах тоже. В Екатеринбурге таким местом стала набережная реки Исеть. В хорошую погоду, даже в будний день, по вечерам там народу как в Геленджике. Граждане гуляют сами, гуляют с детьми, катаются на великах, самокатах и прочем транспорте.

Про набережную Городского пруда и про Исторический сквер я расскажу отдельно. А сегодня отправлюсь за улицу Малышева, где в прошлом году открыли обновленную набережную Исети. 

За проектирование отвечали Консалтинговое бюро "Стрелка" — ребята проектировали московский парк Зарядье — и наши местные архитекторы OSA Group. Реализовывал проект подрядчик, определенный администрацией города по итогам конкурса. Открытие после двухлетней реконструкции состоялось осенью 2019 года, но сразу после ремонта смотреть было неинтересно. Все в окружении черных газонов и в остатках благоустройства. Сейчас, когда прошел почти год, можно увидеть естественное состояние набережной. С травкой и следами эксплуатации, что позволяет понять: жизнеспособен проект или нет.

Мнения по поводу успешности реализованного разделились: администрация города считает, что все "огонь", а отдельные городские порталы снова обратились к услугам одного кудрявого парня и запостили его критические замечания. Пошёл в центр по делам, а заодно лично проверил что там и как.

Моя прогулка начнётся с левого берега, а потом по часовой стрелке переберусь на правый и пойду обратно. Для понимания о чём речь, вот вам небольшая карта-схема:

Схема прогулки на карте 2ГИС

Чтобы попасть на набережную, подойдя от улицы Горького к Исети, нужно спуститься по непримечательной бетонной лесенке у ремонтируемого здания.

Спускаемся левее моста

На левом берегу набережная двухъярусная. Нижняя дорожка отлита из бетона, верхняя уложена плиткой. Есть несколько лестниц, соединяющих уровни набережной, остальной склон занимает цветочная клумба.

Дядьки ловят рыбу, голуби летают — красота!

Вдоль обеих дорожек стоят скамейки. Или, правильнее сказать, лавки потому что спинок нет. Вообще. Если вы не хотите, чтобы на скамейках сидели, делайте их без спинок — примерно так пишет Тёма Лебедев. То ли дерева сэкономили, то ли спинки делать не умеют. Зато лавки на верхней дорожке богато обставлены урнами: с каждой стороны стоит по здоровенному ведру литров на пятьдесят. А у лавок нижней дорожки урн наоборот нет. Ни одной.

Ряды скамеек, перемежающихся с урнами уходят вдаль. А на газон хорошо бы посадить плотную травку. Без нее землю здорово смывает дождем на нижнюю дорожку. Фото повторяет эскиз из проектной документации

Так и вижу, как при утверждении плана работ чиновник дописывает: "И урн, урн побольше поставьте! У нас народ хлебом не корми, дай посидеть на жердочке у помойки."

Не удержусь и вставлю фотку Исторического сквера. Пущего романтизма для, все лавки там оборудованы монументальными мусорными бачками литров на 100 каждый.

Ну и качество обработки дерева так себе, конечно. Меньше года прошло, а покрытие уже местами стерлось. Дерево покоробилось и начало трескаться. На следующий год сесть без риска получить занозу в ягодицу не получится.

Если сидеть не хочется, то в целом всё очень хорошо. Сделано аккуратно, радует глаз. Слева немного торчат бытовки рабочих, занятых ремонтом улицы Горького, но там работы тоже почти закончились, и скоро станет красиво со всех сторон.

Отремонтировали даже "Косой" дом — ступенчатый дом купца Чувильдина. Он долгое время стоял в сильно страшном состоянии. Не могу сказать точно, жил там кто-то в последнее время или нет, но складывалось ощущение, что в окрестных кустах обитали бомжи. Сейчас его передали, если не ошибаюсь, УГМК. Здание выглядит отлично.

Дом отремонтировали, а вокруг разбили сад с цветами и культурными кустарниками. На следующих фотографиях небольшая ретроспектива

Косой дом во время реконструкции. 2018 год

Дом Чувильдина до реконструкции. Если правильно помню, 2017 год

В 2005 году бомжей уже разогнали, окна заколотили, а дом обнесли забором

Дальше возвели несколько зданий, которые хотели отдать под музей/картинную галерею или типа того. Но, как это обычно у нас бывает, архитектурное решение получилось крайне странным. То есть само-то по себе оно нормальное, но ведь его реализуют в некой сложившейся среде...

Начнем с того, что в начале улицы Горького, откуда я начал прогулку, стоит упомянутый дом Чувильдина и здание одной из первых городских электростанций. Они выполнены в так называемом кирпичном стиле. Здания же для галереи построили в таком типа английском/викторианском стиле. Но снизу к ним сделали входы с набережной, которые с противоположного берега выглядят будто капониры для военной техники. Возможно с бетонными конструкциями у входов сделают что-то симпатичное. Ну а за этими особняками возвышается нагромождение стекла и бетона, стоящее на соседних улицах.

Когда идёшь вдоль левого берега архитектурный фарш не сильно заметен. 

Но пока идешь по левому берегу этого не видно. Зато впереди видно пешеходный мост, который соединяет улицу Карла Маркса на левом берегу с Дендропарком на правом.

Главное — не сворачивать в сторону
Со стороны железно-деревянное оформление моста в окружении зелени выглядит органично

Его тоже отреставрировали: сделали новый настил, закрыли неприглядные металлические конструкции щитами из досок, установили дизайнерское ограждение и даже барные табуретки. Можно было бы взять стаканчик кофе и сидеть, наслаждаясь видом Исети...

Ограждение от машин можно было обыграть и поизящнее...

Если бы не извечная вонь из канализационного коллектора, что находится недалеко от мостика. Вонял он сколько себя помню, и реконструкция набережной, к сожалению, поправить эту проблему не смогла.

Вид на особняки с капонирами и стеклянным фоном к северу от мостика

И на цирк со строительной площадкой ледовой арены к югу. Через мост на Куйбышева насквозь не пройти.

Лет десять назад здесь было совсем дикое место:

Участок правого берега в сторону Малышева. На заднем фоне виднеется здание Рубина

Вид с пешеходного мостика на правй берег в сторону Малышева

Более современная фотография, 2010е: слева уже забетонированы дорожки, но у дендрария ещё заросли

У моста есть несколько проблем:

  • Самая большая — вонь от сливного коллектора. Стоять и предаваться романтическим мыслям или лениво тянуть напитки не хочется совсем.
  • Покрытие. Раньше мост был целиком зашит металлическими листами. Сейчас по краям добавили полосы, крытые доской. Доски на полу еще хуже пережили год : они рассохлись, разболтались, а некоторые вообще потерялись.
  • Ограждение. Типа дизайнерское, с планками, которые стоят под углом. То мы видим сплошной забор, то воздушные перила на тоненьких опорах. Ограждение металлическое и, видимо для натуральности, некрашеное. А значит — ржавое. Перепачкаться запросто, а ведь оно служит стойкой для тех самых барных стульев...
  • Ну и всю эту красоту прикрыли от автомобилистов старым — оставшимся по наследству — бетонным блоком. Хотели сделать дизайн, а все вместе выглядит как разруха.

Прошло меньше года с открытия, а деревянный настил уже не выдерживает

Не дыша форсируем мост и идём по правому берегу в обратную сторону. Здесь хорошо. Когда-то тут был страшный медвежий угол, в котором можно было запросто расстаться с материальными ценностями и здоровьем, а в Дендропарк вела козья тропа между крапивой и репьями в рост человека над крутым бережком. Сейчас все вырубили, тропинки переделали в дорожки и вообще навели благоустройство.

Там где справа виден белый бетонный забор и дорожка с фонарями раньше были страшные кусты. Впереди кустится Дендрарий

Дендрарий остается слева, а я иду направо, вдоль сада Центра современного искусства. Здесь есть площадка для представлений, на ней удобно кататься детям, а вечером тут ставят надувной батут.

Площадка у Центра современного искусства

Собственно, все претензии блогеров к набережной — к организации досуга для граждан. Мол, что за колхоз такой: сладкая вата, батуты и мороженое? Как надо делать не рассказывают, только томно закатывают глаза: "А вот в Дубае..." Короче, как обычно.

Народ просто не в курсе, что это колхоз и спокойно отдыхает на замечательных деревянных мостках

Ещё бы бетонные бункеры как-то вписать в пейзаж... Газоном там обсадить или что

Дорожка вдоль берега идет под большущими ивами. Летом тут здорово, потому что кроны дают много тени и защищают от жары. Листвы настолько много, что под ней можно спрятаться даже во время небольшого дождя.

Тенёк — это здорово

Но спинки лавкам не помешали бы

Местами встречаются вот такие качельки

Но к иным после дождя не так легко подойти

Но что снова не здорово? Правильно, лавки без спинок. Отчасти они компенсируются скамейками-качелями, которые расставлены в некоторых местах. Но почему нет спинок у лавочек вокруг детской площадки? Мамы и бабушки грустят — спине не отдохнуть.

Дети порадуются обилию лазилок на площадке. А вот мамы и бабушки будут не так рады

Еще здесь поставили дизайнерские... Не знаю как правильно назвать? Сидушки? В общем, в окружении гравийных тропинок стоят гигантские пластиковые как будто куски гальки. Ослепительно белого цвета.

Валуны для сидения грамотно отделили гравием от ровной дорожки

Не знаю как, по версии мэрии, скейтерам удаётся оставлять сколы — по гравию не катнёшь

Выглядит прикольно, но требует ухода. Белый цвет выглядит настоящим вызовом для разного рода любителей рисовать на уличных поверхностях.

И.М. Малышев и архитектурное разнообразие Екатеринбурга. Немногие догадаются, что стеклянный кубик справа — отреставрированный особняк XIX века.

И то же самое место в 2012 году

Здесь я выхожу обратно к улице Малышева. Слева, на фоне очередного архитектурного фарша, стоит Иван Михайлович Малышев собственной персоной. Перехожу по мосту Исеть, чтобы уйти в сторону Ленина. Те мелочи, что я нашел на прогулке — ничто по сравнению с главной проблемой набережной Исети. Это отсутствие связности: нет переходов у мостов на Малышева и Куйбышева. Отчего приходится выходить на улицу, делать крюк в лишние 300 метров, стоять на светофоре и испытывать связанные с этим неудобства.

Найди лесенку по которой я пришел... А было время и её не было. Приходилось уходить на Горького правее здания Меткомбанка или лезть по камням подпорной стенки

Сквозного прохода под мостом на Малышева нет. Придется идти два квартала до 8 марта

Или квартал до Горького

Что в итоге?

Мне понравилось. Стало сильно лучше чем было. В первую очередь, за счет того, что территория стала полностью ухоженной. Без темных углов. Да, можно сделать спинки у скамеек, уменьшить количество урн и подумать над покрытием мостика. Но гулять хорошо, а когда сделали улицу Горького стало ещё лучше. Про неё расскажу в другой заметке.

План реконструкции улицы Горького. Открытие — осенью 2020

Чего действительно не хватает — это перехода из Исторического сквера без выхода на Малышева. Да, когда ты молодой и здоровый, да еще пешком, эти 300 метров и три лесенки не кажутся страшными. Но людям с детьми, колясками, самокатами и прочим колесным транспортом такие препятствия доставляют серьезный дискомфорт. Обещают сделать во время реконструкции моста. Проект вроде бы уже согласовывают.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поддержи блог рублём!