Блогер Илья Варламов вновь обратил внимание на Свердловскую область. Он раскритиковал акцию регионального УГИБДД «ПДД на асфальте», в рамках которой жители городов вместе с сотрудниками ведомства наносят на асфальт напоминания о необходимости соблюдать правила дорожного движения. Варламов написал на своей странице в «Живом журнале», что такие надписи не помогут снизить количество жертв ДТП, и обратил внимание на «гениальный лозунг» — «Велосипедист, пешком безопаснее!».
В качестве альтернативы блогер предложил не напоминать о правилах, а вводить в городах велопереезды. Илья Варламов раскритиковал акцию «ПДД на асфальте» от свердловского УГИБДД.
В эфире рубрика Город, и я - ведущий диванный урбанист Екатеринбурга. Будем разбирать унылое творение Варламова, который не в курсе как устроены ПДД и жизнь.
Где расположена самая короткая велодорожка в Екатеринбурге? Переулок Выездной недалеко от улицы Стрелочников |
Велопереезды? Илюша как обычно передернул и томно закатил глаза. Дурацкий вопрос: велопереезд предоставляет преимущество велосипедисту? Велопереезд защищает от наезда автомобиля/столкновения с ним? Ведь ничего, по мнению Варламова, не мешает задавить спешившегося велосипедиста, так как же защитит его разметка 1.15 ("обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть")?
Проблема интернет-урбанистов в том, что они не пытаются создать или изучить и применять правила, а топят за то, чтобы они и им подобные вели себя как дебилы, а все вокруг ходили на цыпочках, чтобы урбаниста случайно не переехать.
Там, где нанесена разметка 1.14 - пешеходный переход - действующие правила ПДД требуют велосипедиста спешиться. Во-первых, чтобы его скорость позволяла всем участникам дорожного движения среагировать друг на друга (неоднократно наблюдал дураков, мчащихся быстрее 10 км/ч и выныривающих из-за спин пешеходов на переход), а во-вторых, чтобы у велосипедиста было больше возможностей для маневра в случае опасности. И это логично, потому что больнее-то будет именно ему. Наконец, в-третьих, с велосипеда выше и больнее падать.
![]() |
Горизонтальная разметка 1.14 - пешеходный переход. Бело-желтый вариант |
Более того, в ПДД есть и еще один пункт, описывающий применение здравого смысла в жизни. Звучит он примерно так: перед началом пересечения ПЧ необходимо убедиться, что тебя заметили и уступают дорогу. Как заставить применять его - непонятно.
Между тем, разметка 1.15 наносится тем, где, вы не поверите, есть велодорожка (ну хотя бы велопешеходная)! Ну а поскольку ГИБДД не обустраивает велодорожки, требовать от них нанесение этой разметки в местах без велодорожек несколько бессмысленно.
Так зачем же урбанисты так переживают по поводу отсутствия разметки 1.15? А затем, что в этом случае ответственность за возможное ДТП на таком пересечении будет лежать уже на водителе. Правда произойдет это только в том случае, если автомобиль будет совершать поворот, а велосипедист будет двигаться в прямом направлении. Обоим должен одновременно гореть разрешающий сигнал. Урбанисты считают, что в таком случае водители станут более внимательными и будут тщательнее высматривать мчащихся к перекрестку велобайкеров.
"Хватит вот этого виктимблэйминга!" - говорят они, подразумевая, что виноватить сбитого на пешеходнике велосипедиста не совсем верно. Между тем, например, в Праге трамвай имеет безоговорочный приоритет перед всеми, включая пешеходов. Перед переходами нарисованы крупные надписи: POZOR TRAM! Тех, кто не проникся, сначала таранит трамвай, а потом окучивает муниципальная полиция, с помощью штрафа. Дебилов, перебегающих пути не глядя, исчезающе мало.
![]() |
Переход перед трамвайными путями в Праге. Фото сервиса Google карты |
Суровая правда жизни заключается в том, что за рулем автомобилей находятся такие же люди, у которых нет глаз на затылке. И для того чтобы они тебя пропустили зачастую достаточно просто корректно обозначить свое присутствие. В иных случаях можно стращать сколько угодно, но предсказателей за рулем нема - статистика сбитых летчиков на мотоциклах не даст соврать.
В целом, ситуация понятна и тем, кто занимается организацией дорожного движения. Там пошли несколько иным путем, и справедливо решили, что радикально защитит пешеходов от наезда только отсутствие самой ситуации встречи автомобиля и человека в одной точке. Поэтому действует ГОСТ, который предписывает делать для пешеходов совсем отдельную фазу светофора (даже без правого поворота для машин). Но тут опять что-то неладно: получается, что местами приходится отдыхать по полторы минуты на тротуаре. Нетерпеливые урбанисты негодуют.
Разделение фаз движение пешеходов и машин делает переход безопасным, но увеличивает время ожидания на светофоре. Чтобы перейти М.Сибиряка может понадобиться почти полторы минуты |
На таких перекрестках формально велеры нарушают, пересекая их не спешиваясь. Но фактически их безопасности почти ничего не угрожает. С другой стороны, в рамках борьбы с двоемыслием на тему ПДД именно тут стоило бы дорисовать разметку 1.15 к 1.14.
Боюсь только это всколыхнет еще одну глубинную проблему: сколько автомобилистов знают о том, что 1.15 обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть? Сколько пешеходов знает об этом? Велосипедистов? Вероятно, преподавание основ ПДД в детских садах и самих ПДД в школах существенно повысило безопасность дорожного движения при гораздо меньших материальных затратах. И уж точно снизило количество дурацких "разоблачений" здравых, в общем-то, инициатив ГИБДД.
Комментариев нет:
Отправить комментарий