8 января 2019 г.

Чешские номерные знаки: что обозначают и какими бывают. Перевод статьи Škoda

Как устроена система автомобильных номеров в России, думаю, никому рассказывать не надо: три буквы, имеющие аналоги в латинском алфавите, три цифры и двух или трехзначный код региона. Отдельные номера для дипломатов, полиции, военных и автобусов. А как устроена система учета машин "у них", например, в горячо мною любимой Чехии? Нашел отличную статью на ŠKODA Storyboard, собственноручный перевод первой части которой предлагаю вашему вниманию.




Хотите узнать, как формируются номерные знаки и какую информацию они несут в разных странах? У ŠKODA Storyboard есть ответ. Узнайте его и вы в нашей серии " Расшифровка номерных знаков".

Начнем серию с изучения номеров родной страны для Шкоды, Чешской Республики. Вероятно вы уже знакомы с чешскими номерами, потому что они есть на большинстве официальных фото ŠKODA.

Стандартный регистрационный номер, который вы можете увидеть на подавляющем большинстве машин и мотоциклов Чехии, состоит из набора черных символов на белом фоне. Первая буква слева показывает в каком из 14 регионов страны зарегистрировано транспортное средство. Буква S обозначает регион Центральная Богемия, где расположен город Млада-Болеслав - там находится штаб-квартира Шкоды. Вот почему машины Шкоды имеют номера с буквой S на официальных фотографиях. Если на номере первой стоит буква A - машина из Праги. Не разрешается использование букв G,Q, O и Č (обозначает "Ч"), потому что они могут быть спутаны с буквами C или V и цифрой 0.
                                         

Нынешняя система нумерации запущенная в 2002 году, была обусловлена новым административным делением Чешской Республики на регионы. Регистрационные знаки содержат от пяти до семи символов, которые должны включать как минимум одну цифру и одну букву.

Первая группа символов в левой стороне, обычно состоящая из трех символов, обозначает серию регистрационного знака. За ней следует место для наклейки техосмотра (МОТ). Правая группа знаков - порядковый номер регистрационного знака. С 2004 года, когда Чешская Республика присоединилась к ЕС, номерные знаки получили также голубую полоску на левом краю, на которой изображен круг звездочек ЕС и код страны - CZ. 


История:

В 1905 был принят новый регламент, по которому все моторизованные транспортные средства Австро-Венгрии должны быть оснащены номерными знаками. Закон вступил в силу в 1906 году, возвестив эпоху регистрационных знаков на чешских землях.

Многое с тех пор поменялось. Административная структура, демография, и даже система государственного управления. Тем не менее, на дорогах становилось все больше машин и мотоциклов. В ответ на это менялась и регистрационная система, претерпев эволюционные трансформации в течении двадцатого века. Таким образом, на территории, которая сейчас является Чешской Республикой, это уже седьмая система регистрации транспорта.

Слева: голубая полоска с флагом ЕС и кодом Чехии. Сверху: серия госномера, место для наклейки техосмотра. Снизу: первая буква слева указывает в каком из 14 регионов Чехии зарегистрирована машина, четыре последние цифры - порядковый номер ГРЗ
Интересные факты:


Кроме обычных номеров, вы можете встретить на чешских дорогах несколько других форматов. Дипломатический транспорт, например, имеет голубые символы на белом фоне. С другой стороны, вы узнаете старинные и раллийные автомобили по зеленым знакам номера на белом фоне, также первой там идет буква V (vintage - старинный) или R (rally - раллийный). Если вы заметите номер с черными цифрами на белом фоне, который не содержит букв вообще, значит этот автомобиль принадлежит Чешской Армии.


Последнее прибавление в семействе номеров - это "красивые" (vanity plates - дословно, номера тщеславия - прим. Uned) номера, доступные чешским водителям с 2016 года. В отличие от обычных номеров они имеют восемь знаков (мотоциклетные - семь), традиционная голубая полоска флага ЕС может быть заменена на бирюзовую и - самая важная деталь - водители сами решают что будет на номере, с условием, что надпись не должна быть оскорбительной, содержать/вызывать призывы к/ненависть или содержать аббревиатуры органов власти либо учреждений. Два номерных знака на обычную машину облегчат ваш кошелек минимум на 10 000 чешских крон (30+ тысяч рублей), но позволят вам рассекать по округе, например, с номером FANT0MAS (фильмы про французского криминального гения страшно популярны в Чехии) или BATM0BIL.

Переведено с английского, оригинальная статья DECIPHERING NUMBER PLATES:
CZECH REPUBLIC

Далее идет три абзаца интервью с представителями марки на тему особенностей чешского автомобильного рынка и доминирующего положения ŠKODA на нем. Интересно примерно настолько, как если бы главе Автоваза задали аналогичный вопрос про рынок России и место Lada Vesta на нем. Если захочется почитать - ссылка на оригинал выше.

Покопался в фотоархиве, нашел несколько фотографий с чешскими номерами. Часть снимков сделана в 2012 году, во время поездки из Екатеринбурга на машине в Чехию, часть - в 2013, когда мы ездили вообще-то в Словению, но побывали и в Праге, и даже в музее Шкоды.

ГАЗель на улицах Праги, номер с буквой A намекает на столичную регистрацию
Парковка у музея Шкоды в Млада-Болеславе. Октавия из Праги, а Фабии черт знает откуда
Раллийная Fabia первого поколения в Музее ŠKODA, Млада-Болеслав. Переднего номера у нее вообще нет, а задний как у обычной машины, еще без флажка ЕС
Редкая ŠKODA Citigo на парковке в Млада-Болеславе, номера пражские
И небольшой экскурс в историю: довоенная Škoda Popular 995 1939 года с номером тех времен, в котором использована буква Č
А вот у этой Škoda Karosa, как и у всех машин промежутка 1950х-1990х в музее, номер социалистического периода с обозначением MB - Mlada-Boleslav. Такие номера до сих пор можно встретить в чешской глубинке на каких-нибудь Škoda 130L
Несмотря на возможность купить красивый номер сравнительно дешево, владельцы дорогих машин далеко не всегда пользуются ей
Это не "Жигуль", а Škoda 130L с номерами, так думаю, образца 90х: уже не социалистический аскетизм, но еще не современная красота

В моём блоге нет рекламы и он существует лишь за счёт энтузиазма. Если вам понравилась статья, вы можете поддержать создание новых интересных материалов через форму ниже. Ваша благодарность — лучшая поддержка для меня. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий