Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

21 мая 2018 г.

Музей Екатеринбургского Трамвайно-троллейбусного управления в ночь музеев

Давеча намедни выдвинулись в город с целью посещения ежегодной акции "Ночь музеев". Кто не в курсе - раз в год в рамках этой акции музеи работают в выходной до глубокой ночи, чтобы посетители могли прикоснуться к прекрасному. В числе прочего, мы решили посетить площадку Музея истории трамвая и троллейбуса (он же - Музей развития ЕМУП "ТТУ"). На самом деле у музея их две: в помещении и на улице, но для Ночи музеев открыли только последнюю. Там выставлены четыре трамвайных вагона (несмотря на название музея, троллейбусов нет), оказавших наибольшее значение для развития трамвайного движения в Екатеринбурге и Свердловске. Отстояв в очереди минут двадцать, попали на площадку.




Как ни странно, самый историчный вагон экспозицию вовсе и не открывает, а стоит на самом дальнем от входа месте. В 1929 году (в следующем году у ЕТТУ юбилей) в Свердловске произошло открытие первого трамвайного маршрута: от Цыганской площади (находилась на месте нынешнего Южного депо, где и расположен музей) до железнодорожного вокзала. Открывали движение произведенные в подмосковных Мытищах деревянные вагоны серии Х (не десять или "икс" - "Ха").

Первый маршрут по которому в Свердловске пустили трамваи типа Х, пролегал от Вокзала до Цыганской площади
Корма вагона типа Х
Простой как сарай на колесах, трамвай Х поначалу не был оснащен и отопителем (даже для водителя), поэтому чтобы не окоченеть в зимнюю стужу, вагоновожатые клали под ноги горячие кирпичи.

Задняя площадка трамвая типа Х
Правила пользования трамваем и троллейбусом в городе Свердловске, 1968 год
С другой стороны, лампы Ильича висят в салоне без плафонов отнюдь не для удешевления конструкции. По тем временам это был самый настоящий хайтек и их нарочно выставили напоказ, мол, могём!

Лампа освещения салона, ручка для пассажиров (алюминиевая!) и кнопка... Сигнал водителю? Включение освещения?
Эти вагоны оказались настоящими долгожителями: последние были списаны из эксплуатации аж в 1972 году.

Это при том, что с 1950 года на смену им стали поступать трамваи МТВ-82 - трамвайная промышленность СССР едва успевала за темпами восстановления страны после Великой Отечественной Войны, а трамвайное хозяйство Свердловска было немаленьким: более десятка маршрутов и сотни вагонов, работавших на линии к началу 50-х.

Рижский МТВ-82 в Музее трамвая и троллейбуса в Екатеринбурге. Лицевая часть - аналогична троллейбусу МТБ-82 (который выпускался на том же заводе). Разница лишь в ширине: трамвай сделали уже, чтобы вписать в габарит пути
Под ногами водителя МТВ-82 находились три своеобразные педали. И отопитель.
Аббревиатура расшифровывается как "Московский трамвайный вагон", а индекс 82 был дан по номеру Тушинского завода (впоследствии - авиационного), где эти трамваи и производили. После того, как завод сосредоточился на производстве авиатехники, производство трамваев передали в Ригу, где и был построен в том числе и наш экземпляр. В России сохранилось всего три вагона МТВ-82: в Екатеринбурге, Москве и Нижнем Новгороде.

РВЗ - Рижский Вагонотроительный Завод или RVR. Тележки уже двухосные
Корма МТВ-82
МТВ-82 имел шикарный дизайн, перекликающийся с дизайном самолетов, цельнометаллический кузов (хотя некоторые стекла были вставлены в деревянные рамы). Машина была довольно простой как в управлении, так и в обслуживании. И очень надежной, что обусловило тридцатилетний срок эксплуатации на свердловских маршрутах: с 1950 по 1980 годы.

Задняя площадка МТВ-82: удобные сиденья, но высокий пол. По сравнению с вагонами Х - все равно прыжок вперед
Лючок вентиляции салона трамвая МТВ-82
Плафон освещения салона МТВ-82 скромнее ламп в трамваях Х
Рамы окон МТВ-82 сделаны с использованием дерева, могут подниматься и фиксироваться в промежуточных положениях
Конечно, кирпичи не входили в штатную комплектацию вагона. Но оцените высоту пола: от пола до потолка чуть выше, чем в знаменитом "Скотовозе" ЛиАЗ-677
В 1958 году начались поставки чешских трамваев. Произведенный на заводах Ческа Колбен-Данек (ЧКД), трамвай носил марку Татра и имел обозначение Т-2. В принципе, его экстерьер  и интерьер не слишком отличаются от хорошо знакомых жителям многих крупных российских городов машин Т-3.

Трамвай Tatra T-2 в музее Екатеринбурга. Формы Т-2 уже очень похожи на "современные" Т-3. Но характерные штрихи есть: "навес" над остеклением кабины, широкое поле маршрутного табло и единственная фара-прожектор в стиле тогдашней продукции завода Татра.
По бокам от вагоновожатого находятся две форточки, открывавшиеся против движения
Корма Т-2 тоже необычна: световых приборов минимум
В некоторых источниках пишут, что для Советского Союза производилась модификация T2SU, оснащенная лишь двумя дверями вместо трёх. По замыслу советских транспортников, в целях тотального обилечивания граждане должны были производить посадку исключительно через заднюю площадку, а выходить спереди. А вот по данным музея, в город поставляли как двухдверные, так и трехдверные вагоны, но в экспозиции представлен вариант с двумя дверями.

Салон трамвая Т-2 очень похож на хорошо знакомые нам чешские вагоны. В конце расположен широкий диван, а на потолке - плоские круглые плафоны освещения. Непонятно только как вентилировался вагон: люков в потолке нет, как и привычных сдвижных форточек на окнах
Плафон освещения в салоне трамвая Т-2
Трамвай Т-2 был оборудован ускорителем, что бы это ни значило
Менее чем через десять лет - в 1967 году - в город поступили супер-современные сочлененные трамваи серии К-2. Начинка ставилась от модели Т-3, а внешнее оформление слегка отличалось (разумеется за исключением "гармошки" посередине). Сыграла здесь роль развитая промышленность города (квалифицированные кадры и материальная база) или мощная трамвайная сеть - неизвестно. Но факт в том, что сложная и довольно капризная машина в количестве 20 составов поступила в наш город наравне с Москвой.

Вроде привычный нам Т-3, правда с немного странными маршрутными табличками...
А смотришь сбоку - мама дорогая, четырехдверная колбаса длиной 22 метра с тремя тележками
Кроме гармошки посередине состава, необычно смотрятся и рифленые борта
Внутри - простор! Правда не очень понятно как ехать на поворотном круге и за что там держаться. Вероятно, это издержки реставрации в виде глухо зашитой гармошки (чтобы не ковыряли). Салон уже с люками и форточками
Начинка вагона К-2 была идентична оной в трамваях Т-3, в том числе и оборудование кабины

Мало кто помнит такие штуки. Кажется, они исчезли вместе с Советским Союзом: когда мы ехали из садика с родителями, сюда клали монеты, а водитель в ответ выдавал билеты
Забытые надписи и раритетные динамики

Сложность заключалась в том самом сочленении: сам узел сцепки и опорная тележка под ним требовали квалифицированного довольно трудоемкого обслуживания и запасных деталей.
По-сути, Tatra K-2 это полтора вагона T-3
Опорная или поддерживающая тележка состава К-2 является также и центром поворота состава. Дополнительную сложность узлу придает наличие "гармошки"
Неизвестно, сколько прослужили бы эти вагоны, но в 1963 году начались поставки Татры Т-3 (которые позже сменились на "квадратные" Т-3М). Скорость поступления новых вагонов оказалась такова, что к 1980 году разом списали МТВ-82, Т-2 и К-2. Таким образом, трамвайный парк оказался унифицирован одним типом чешских машин, которые используются до сих пор вот уже почти 40 лет, и лишь слегка разбавлены вагонами производства Уралтрансмаша. Ну а стоящий на выставочной площадке музея К-2 остается едва ли не единственным сохранившимся в России.

Осмотр экспозиции получился урезанным да и довольно суетливым - очередь составляла примерно 50-70 человек и нам сначала пришлось отстоять полтора осмотра, а потом достаточно резво осматривать трамваи, пытаясь урвать окошко для фотографии. Постараемся вернуться сюда осенью и посмотреть выставку спокойно. Контакты в первом фото заметки, музей работает по будням с 10 до 18 часов. Необходима предварительная запись, оплата экскурсии на ваше усмотрение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий