26 февраля 2018 г.

Какое масло лить в Kia Ceed JD?

Всем привет!

Обнаружил упущение: рассказывая об опыте эксплуатации своего Kia Ceed JD, я не затронул две самые важные для любого автомобилиста темы - про бензин и про масло. Накал срача в них, обычно, почти такой же как в диванных битвах про политику: минимум рационального, максимум эмоций. Последнее время, правда, ситуация стала несколько выправляться - граждане стали больше думать головой, а не маркетинговыми лозунгами.

Ну так вот, начну издалека. Когда-то давно, почти пятнадцать лет назад, я сел за руль адского мегаболида — ВАЗ 21053. Масло в него лили то ли минеральное, то ли полусинтетическое — что-то от Лукойла. Вроде, 10W40. Считалось, что синтетику в мотор лить нельзя ибо потечет со всех сальников. Утверждение интересное, но не об этом речь, масло там меняли раз в 10 тысяч километров или через год эксплуатации.

Затем, рассекая на Лансере девятого поколения, я познакомился с компетентным мнением официального дилера, который предлагал лить в обычный атмосферный мотор Мобиловскую синтетику 5W50 (!). Менять ее предполагалось через 15 тысяч километров. Сильно смущало, что на канистре с маслом красовалось "Для автомобилей с пробегом более 100 000 км". Уже позже я узнал о проблемах с маслосъемными кольцами на двигателях 4G18 (при соблюдении интервала замены моторы начинали подъедать  масло уже к 60-70 тысячам пробега) - применением сильно густого масла производитель маскировал проблему, пытаясь сдвинуть ее за границы гарантийного срока.

Тот случай, когда глупость одних маркетологов уберегла от диверсии других маркетологов.



На Фабии (там стоял обычнейший 1,4 MPI) я применил другой подход: масло менял каждые 12-13 тысяч километров, для заливки выбрал Motul Specific 502/505 5W40. Отличный, пример, кстати, как маркетологи с помощью одного продукта вытягивают всю линейку: Motul 300v, допустим, действительно отличное масло (хоть и его применение неоправдано для атмосферной Шкоды), но Specific (суть, тот же X-cess) - совершенно обычное гидрокрекинговое масло для широкого применения, чуть дороже аналогов. Примерно в то же время случилась "масляная чума".
Что такое "масляная чума"? Это звучное название журналисты дали процессу сворачивания (полимеризации) масла в двигателе до состояния гудрона. Причиной явления многие считают, якобы, некачественный бензин, однако никто не провел эксперимент с наливанием стакана "плохого" бензина в канистру с маслом. Настоящая причина кроется в сочетании выработки ресурса масла и высокой температуры.
Изучая мнения журналистов ведущих изданий и различных технических специалистов, я наткнулся на один весьма интересный блог. Интересен он тем, что ведет его практический специалист в деле диагностики немецких двигателей (в первую очередь — БМВ, МБ и отчасти — ВАГ). Собственно, через призму многолетних наблюдений за моторами клиентских машин при использовании различных масел в различных режимах эксплуатации он и рассмотрел проблему подбора масла в двигатель.

Оригинальный Castrol. По-крайней мере, такой льют ОД Шкоды
Прочитать целиком цикл статей про моторное масло и разные полезные плюшки к нему (а также получить более развернутое понимание об аргументах в пользу озвученных тезисов, потому как смысла переписывать все нет) можно по ссылке выше, а я же поделюсь некой выжимкой, которая может быть полезной при выборе масла. А может спровоцирует дискуссию.

Итак, к маслу. Для начала давайте определимся, а что же будет являться критерием "нормальности" для использования того или иного типа? Для себя я выделил следующие параметры: защита от износа, сохранение текучести при низких температурах, отсутствие расхода на "угар" и связанная с этим пресловутая стабильность масла при высокой температуре. Кстати, последняя может не так уж и важна?
Как выяснилось, достаточную защиту от контактного трения — износа (любимый пункт рекламщиков) обеспечивают любые масла, причем делают это уже так лет пятьдесят, если не больше. А вот с оставшимися параметрами интереснее.

Почитав интернеты, спрыгнул на такое. Видимо, зря.
Для начала выяснилось удивительное (сначала это озвучил автор вышеприведенного блога, а затем этот результат подтвердили на многочисленных форумах марок), что если масло нагреть до достаточно высокой температуры, да еще и в течение некоторого времени держать при ней… То оно резко теряет свою текучесть при отрицательных температурах (даже при "чуть ниже 0С" уже превращаясь в солидол) — вот вам и причина "масляной чумы". Более того, отдельные образцы прямо на месте норовили просто напросто полимеризоваться.

+380C в течение часа, X-Cess потихоньку выдавливает из себя гудрон. 502/505 Specific — суть то же самое. Спасает только совершенно овощной режим эксплуатации
А какое масло рекомендует производитель? О! Тема эта весьма и весьма интересна. Как я выяснил на собственном опыте, тезис о том, что "не могут же инженеры ХХХ быть тупее тебя/ не может быть, чтобы ты был умнее инженеров ХХХ" не вполне жизнеспособен. Так вот, максимум, что нам сообщает мануал — рекомендуемые параметры вязкости. Причем, для Европы — одни (Норвегия, Финляндия, Италия или Испания - пофигу), для Неевропы — другие (обратно, Казахстан, Турция или Магадан - все одно). Есть страшное подозрение, что сделано это в угоду моде на экологию: маловязкие масла (xW20) для регионов где парятся за экологию (Европа) и масла, которые упрощают запуск зимой (xW30, xW40) — для России. Ну или еще может быть стандарт производителя, но тут тоже непонятно, потому как любое масло, имеющее соответствующий штамп имеет некий гарантированный набор характеристик. То есть масла, к примеру, VAG 502/505 5W40 должно быть все идентичны, заливай любое? Но тут немедленно возникает другой вопрос: "Как же так, два мотора в примерно одинаковых условиях эксплуатации и с похожим пробегом на разном масле имеют настолько разный вид и состояние?"

Почему не лить масло спецификации C3? Сравним: вот здоровое масло — A3/B4.




А вот — масло курильщика спецификации С3. Вязкость одинакова, допуски производителей схожи…
Получается, что рекомендация производителя в этой области из серии "пейте кипяченую воду". Да, кипяченая вода — это круто, но кто будет пить морскую? Вроде бы в некоторых сервисных книжках есть рекомендации того или иного производителя… И опять закрадываются сомнения. В первую очередь в причинах "любви" к тому или иному бренду: один год одно рекомендуют, другой — другое, а потом — снова первое. Например, как Skoda и Castrol с Shell. Вот и маются автомобилисты: вроде льешь что прописали, а жрет, собака. Кто-то ушел от использования дилерского масла — жрать перестало и мотор шепчет,
а соседской тачке не помогло — эвакуатором в сервис тащили…

Странность в том, что ни производители масла, ни автоконцерны не изучают что же именно происходит с маслом в условиях современного двигателя. Через это непонятно, какое масло "свернется", а какое — нет. Оттого и гадание, и религиозного характера срачи. А между тем, вот тут есть чудесный каталог масел, протестированных на температурную прочность.

Характерный пример температурной непрочности. Кстати, это масло числится среди рекомендаций многих ОД. В том числе, Шкоды.
Закономерный вопрос: "Блин, какая высокая температура? Двигатель работает при 90С!" Прикол заключается в том (и это подтвердят люди, которые смотрели показания датчиков через диагностический разъем, например), что современные указатели температуры (если они вообще есть) являются лишь индикаторами перегрева мотора, а не термометрами. С другой стороны, они вообще меряют температуру охлаждающей жидкости и те автовладельцы, машины которых имеют в БК параметр "температура масла" могут убедиться, что оно определенно горячее ОЖ. Что же его греет? Да все просто. Термостаты, которые открываются под 100С в угоду экологии (смесь сгорает лучше и катализатор работает эффективнее), турбина (или даже две) да еще и катализаторы норовят разместить поближе к двигателю — все это, особенно в условиях недостаточного обдува в пробке, легко "кипятит" масло. Локальные же последствия коксования нестойкого к температуре масла можно заметить в граничных горячих зонах: в районе маслосъемных колец или в районе турбины. Особенно, когда "дали жару" и в пробку, а то и вообще выключили мотор. При таких раскладах, даже меняя масло раз в 5000 км, можно запороть мотор.

Но я долго рассказываю. К счастью, атмосферные моторы (особенно с достаточно рано открывающимся термостатом) типа того же Шкодо-Фольксвагеновского BXW/CGGA или 1,6 литрового мотора Сида, имеют достаточно рано открывающийся термостат. Ну а раз так, то температурная нагрузка на масло невысока. Вполне логичным я посчитал следующий порядок: замена масла раз в 10-12 тысяч километров. Вполне пойдет обычное масло 0/5W30/40 практически любого производителя. При этом, не стоит использовать различные масла типа "LongLife" или со спецификацией C3 (малозольные масла со сниженным на 30% содержанием моющих присадок). Свернуться оно, скорее всего, не свернется, но зачем рисковать? Например, лью Liqui Moly Molygen 5W30 (капельный тест на пробеге 6000 км). А может, и вовсе на Лукойл перейду.


Может возникнуть и вопрос: почему бы не пользоваться 0W маслом - типа зимой заводится легче? Даже масла 5W имеют точку замерзания нормально за -30С, чтобы до таких температур проморозить мотор, холода должны стоять неделю. Аккумулятор сдастся раньше, но покуда он жив - он любое желе прокачает маслонасосом. Лишь бы бензин нормально горел.

В заметке использованы материалы bmwservice.livejournal.com
Рубрикатор масел доступен по ссылке под этой надписью

Если вам понравилась заметка, поддержите автора, сделав символический перевод. Ваша поддержка мотивирует меня к созданию новых статей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий