Битва сторонников рационального подхода с адептами Илона Маска сродни борьбе просвященной интеллигенции с религиозным мракобесием. Но, похоже, что наметился перелом: третьего дня Wall Stree Journal опубликовал статью, в которой задается неудобными вопросами касательно финансовой перспективы одного из ключевых предприятий Маска. А перспективы действительно неясные: убытки во втором квартале 2017 года составили 1 млрд долларов, общие долги предприятия - 20 млрд долларов, а суммарная стоимость акций, если верить статье, в 67 раз превышает планируемую в 2019 году прибыль. Сектанты не сдаются, парируя претензии тезисом: "Но ведь в главном-то он прав! Человек совершил переворот на рынке автомобилей." Посмотрим-посмотрим что и как он совершил, вооружившись нашим любимым инструментом - логикой.
Но для начала приведу ссылку еще на одну заметку - на сей раз ее опубликовало издание Autoblog - в которой сообщается о четырех сотнях уволенных сотрудников (и, судя по всему, это не предел) завода Tesla: от рабочих конвейера до менеджеров. Косвенно это говорит о том, что некие пертурбации компания таки переживает.
Так вот, собственно с обсуждения этих двух заметок и родилась идея поста: в комментариях латентный поклонник очередной реинкарнации самого обаятельного мошенника современности высказал тезис в том духе, что, мол, ой да ладно не взлетело - зато какая встряска для рынка! Маск произвел фурор, сделал настоящую революцию! И т.д. и т.п.
Начнем, как водится, с начала. Буквально было написано вот так:
Сейчас электрические концепты есть почти у каждого концерна. Самыми массовыми стали Nissan Leaf и Mitsubishi i MiEV. И если к Миеву действительно можно придраться из-за его чрезмерной компактности и спорного дизайна, то Ниссан выглядит вполне неплохо. При этом, Мицубиси вышла на рынок в 2009 году, а Ниссан - в 2010. Продажи Теслы стартовали лишь в 2013 году.
Что касается концернов, то поставил их раком т.н. "дизельгейт" - внезапно вскрывшиеся манипуляции показателями вредных выбросов у дизельных автомобилей. В срочном порядке льготы на машины с двигателями на тяжелом топливе были отменены, а чтобы как-то заполнить графу "работа по сохранению окружающей среды", льготы были отданы электромобилям. Возможно (хотя по мне тут какая-то слишком конспирологичная теория получается), этот скандал был инициирован как раз в расчете на расчистку поляны для Теслы - этого мы не узнаем.
Допустим, владеете вы "Макдональдсом" (ну или хоть KFC каким - не суть), а тут сообщают страшное: Никита Михалков собрался открыть сеть фастфудов, где будет подавать щи в лаптях и тройную брюкву фри. У вас тысячи покупателей в сотнях заведений только по России и хрен знает сколько по миру, а тут - три кафешечки в Москве. Открыть хотят. Вздрогнули? Так и тут: у Тойоты продажи по 8,4 млн машин в год, она почти 10% от мировых продаж в 94 млн автомобилей делает. А у Теслы, если даже верить самым оптимистичным цифрам Википедии, суммарно с 2013 года не более 200 тысяч автомобилей. Непонятно: произведено или продано. Кинулись. Догонять. Ага.
Ок, может, Тесла обладает какими-то мега-технологиями? Но нет, вот и адепт Маска признает это:
Но не только нагибанием концернов силен Маск. На самом деле он разрушил заговор мировой закулисы:
Но для начала приведу ссылку еще на одну заметку - на сей раз ее опубликовало издание Autoblog - в которой сообщается о четырех сотнях уволенных сотрудников (и, судя по всему, это не предел) завода Tesla: от рабочих конвейера до менеджеров. Косвенно это говорит о том, что некие пертурбации компания таки переживает.
Так вот, собственно с обсуждения этих двух заметок и родилась идея поста: в комментариях латентный поклонник очередной реинкарнации самого обаятельного мошенника современности высказал тезис в том духе, что, мол, ой да ладно не взлетело - зато какая встряска для рынка! Маск произвел фурор, сделал настоящую революцию! И т.д. и т.п.
Начнем, как водится, с начала. Буквально было написано вот так:
"Да вообще пофиг, закроют ли теслу. Важно что он сделал для прогресса. А сделал он очень много. Заставил все концерны встать раком и быстро делать свои электры.Как это ни смешно, но идея электромобилей несколько старше, чем могут представить себе 38-летние фанаты зарубежных авантюристов. Даже при Советском Союзе пытались строить всякие разные электроштуки. Правда, получалось так себе - технологии сохранения энергии не позволяли выдавать массовые изящные решения. Поэтому не взлетело.
Сейчас электрические концепты есть почти у каждого концерна. Самыми массовыми стали Nissan Leaf и Mitsubishi i MiEV. И если к Миеву действительно можно придраться из-за его чрезмерной компактности и спорного дизайна, то Ниссан выглядит вполне неплохо. При этом, Мицубиси вышла на рынок в 2009 году, а Ниссан - в 2010. Продажи Теслы стартовали лишь в 2013 году.
Что касается концернов, то поставил их раком т.н. "дизельгейт" - внезапно вскрывшиеся манипуляции показателями вредных выбросов у дизельных автомобилей. В срочном порядке льготы на машины с двигателями на тяжелом топливе были отменены, а чтобы как-то заполнить графу "работа по сохранению окружающей среды", льготы были отданы электромобилям. Возможно (хотя по мне тут какая-то слишком конспирологичная теория получается), этот скандал был инициирован как раз в расчете на расчистку поляны для Теслы - этого мы не узнаем.
"Дизель не дизель. Но Тесла вышла первой вменяемой электрой. После нее все концерны судорожно кинулись догонять тренд на электромобили и как результат, новые выставки все с электрами. Тут как в рекламной поговорке "Скрепка- это так просто. Но кто-то первый выкрикул — ИДЕЯ!"Мысль о том, что Тесла такая передовая, а все ее догоняют буквально носит характер навязчивой идеи, читая камменты гражданина подряд замечаешь это особенно ярко - типичный пример дискуссии от фаната.
"После появления Теслы в ее массовом выпуске было по моей памяти года два пока все ждали ее быстрого банкроства, но увидев что проект-то устойчив кинулись запиливать свои электрокары.Цитата в продолжении темы, поэтому чтобы ее закрыть - вот вам такая мысль:
Допустим, владеете вы "Макдональдсом" (ну или хоть KFC каким - не суть), а тут сообщают страшное: Никита Михалков собрался открыть сеть фастфудов, где будет подавать щи в лаптях и тройную брюкву фри. У вас тысячи покупателей в сотнях заведений только по России и хрен знает сколько по миру, а тут - три кафешечки в Москве. Открыть хотят. Вздрогнули? Так и тут: у Тойоты продажи по 8,4 млн машин в год, она почти 10% от мировых продаж в 94 млн автомобилей делает. А у Теслы, если даже верить самым оптимистичным цифрам Википедии, суммарно с 2013 года не более 200 тысяч автомобилей. Непонятно: произведено или продано. Кинулись. Догонять. Ага.
Ок, может, Тесла обладает какими-то мега-технологиями? Но нет, вот и адепт Маска признает это:
"Поэтому их МиевЫ толком не попали ни в какую нишу. Ни для людей с деньгами, ни для людей без денег. Т.к. никуда не хватит заряда доехать. В самой технологии прорыв какой тут может быть, электричество открыли давно. Но Маск взял и соединил батарейки, и по сути развернул тренд на электру. Я думаю надо ждать инновационных батарей, химия и физика не стоят на месте. А пока удешевлять производством наращиванием серии.Дело не в том, что электричество открыли давно (жечь разное для получения энергии научились еще раньше). Дело в том, что принципиальной разницы между батарейкой i MiEV и батарейкой Tesla нет. Взять вместо двух тысяч элементов десять - это не прорыв и не разворот тренда. Литиевые элементы питания производятся достаточно давно чтобы можно было говорить о достижении оптимальной цены, поэтому уповать на то, что они подешевеют с ростом производства уже бессмысленно. Дороги они как раз таки по причине наличия в них лития, который относится к редкоземельным элементам неспроста. Да, возможно прорыв в деле запасения энергии произойдет. Только Маск не будет иметь к нему отношения.
Но не только нагибанием концернов силен Маск. На самом деле он разрушил заговор мировой закулисы:
"Огромным концернам гораздо проще клепать электры, оборот финансовый — другой. Но в их интересах максимально долго сохранять поршневую *уету. дабы не не закрывать моментально старые цеха. Поэтому японцы бесконечно долго мурыжат гибриды, дабы плавно перести конвеер в ДВС на электры, а самые умные даже хотят всех оставить на очередном шланге и заправлять водород. Таким образом не дав спрыгнуть с иглы заправочных станций и экономя на переоснащении производства оставляя поршневую группу.
О, да. Японцы мурыжат производства гибридов года то ли с 97, то ли с 98 - когда начали Приусы первого поколения делать. С тех пор они практически в космолеты превратились, и уж явно за 20 лет японцы перевели бы производство на изготовление электромобилей. Товарищ просто не понимает как устроен капитализм: стоит ли пыжиться и выдумывать способы продать людям машины, когда можно клепать прекрасные электрокары и продавать их вагонами? Внезапное открытие рынка сбыта с офигенной емкостью (то весьма приятное чувство, когда клиенты буквально в очередь встают, чтобы купить твой товар) - это ли не мечта? Какие заводы могут остановить буржуя на фоне таких перспектив?
Проблема ровно в одном: производство батарей дорого, их долговечность и емкость относительно невелики (и существенно падают в мороз), зарядка долгая и сложная. Решат вопрос с батареями - начнут массово строить электромобили. Маск просто потонет - потому что либо патент придется купить (но кто ж продаст?) либо самому разрабатывать (где и как, если лабораторий нет?) либо закупать готовые сборки (до свидания, конкурентные цены). Везде, блин, вилы.
Многие еще сравнивают Маска с Джоббсом - типа, вот какой молодец, так вкусно завернул товар и продает его втридорога. Нет, ребята, это разных категорий люди. Стив продавал свое творчество в розницу и болел душой за продукт. За реальный продукт. Маск, конечно, тоже продает, но продает красивые образы светлого будущего. И отнюдь не конечным пользователям, но инвесторам. Это, конечно, тоже талант. Только он не совсем про инновации, скорее про заработок на грани действия уголовного кодекса. Как на такие проделки смотрят инвесторы мы, видимо, узнаем очень скоро.
Комментариев нет:
Отправить комментарий