Всем привет!
Занесла меня нелегкая на машине в центр города. Понятное дело, пришлось потолкаться, но да ладно. Сейчас, думаю, встану на платное место (их же навалом было год назад) и сгоняю по делам быстренько. 14 рублей за полчаса - не деньги ради такого. Подруливаю к парковке и... Облом: местов нет, все билеты проданы. Я, конечно, выкрутился тогда, но решил изучить - что же такое поменялось в системе платной парковки в Екатеринбурге?
Решительный рост автопарка в 2003-2013 годах привел к тому, что в центре Екатеринбурга стало просто не продохнуть: дороги заняты машинами, стоянки заставлены вместе с тротуарами и обочинами, местами - в несколько рядов.
Администрация города прикинула одно к другому, посмотрела на собянинский опыт Москвы и решила ловко заохотить трех зайцев: срубить денег, разгрузить улицы и повысить наполняемость городского транспорта. Для этих целей весной 2014 года была запущена программа платного парковочного пространства. В рамках нее парковки исторического (и не очень) центра города подвергли решительной модернизации: газоны и тротуары начали огораживать, в узких местах ограничили парковку и монетизировали большую часть парковок.
Первая и самая критичная проблема, определившая судьбу парковок - неопределенность с системой контроля и выписки штрафов за нарушение правил пользования. В ПДД нет ответственности за нарушение правил платной парковки, т.е. если общеупотребительные положения не нарушены, ГИБДД штрафовать за такое не может. Как-то порешали, сделали постановление, решили, что квитанции будет выписывать муниципалитет. Но тут же оказалось, что московский опыт - это прекрасно, но есть разница между субъектом Российской Федерации (каковым является Москва) и муниципалитетом вроде Екатеринбурга. Дело в том, что ГИБДД, как федеральное учреждение, не желает делиться базой данных по автомобилистам (ссылаясь на секретность личных данных, например). Отчего выписать штраф в автоматическом режима нереально совсем, а издержки ручного оформления сводят на нет смысл мероприятия.
На фоне фактического отсутствия ответственности за неоплату стоянки, такие вещи как претензии ФАС на тему способов оплаты и выдачи фискальных документов или глючащие паркоматы - сущий пустяк. Потому как граждане фишку за три года просекли, спокойно ставят машины под знаки и смело не платят. Самые стыдливые закрывают номера, но таких немного.
Администрация, правда, не унывает. Не получилось собрать денег с автомобилистов - заработаем на освоении бюджета: пока в других городах ждут разрешения ситуации с оформлением штрафов, закажем планшеты типа для фиксации нарушений, нарисуем разметку, купим еще паркоматов...
Буржуи, которые несколько раньше столкнулись с проблемой засилия автомобилей в тесных исторических (и не очень) центрах городов, выработали довольно гибкую и эффективную систему регулирования доступа в центр. Мы не будем обсуждать радикальные методы типа платного въезда в определенные районы или утопические проекты ограничений по экологическим классам. Давайте изучим как паркуются европейцы. В конце концов, если нелегкая занесет на машине в Европу, полезно знать по каким правилам паркуются там, как не переплатить за парковку в случае чего и к чему, наконец, стремиться.
Самые центральные части европейских городов имеют очень ограниченные парковочные возможности и постороннему человеку, праздно катающемуся на своей машине, делать там нечего.
Во-первых, очень многие зоны предназначены исключительно для парковки местных жителей, либо работников организаций. Гораздо реже встречаются парковки для посетителей. Например, это могут быть стоянки отелей, но они стоят денег. Примерно в пределах 5-15 евро за сутки в зависимости от удаленности от центра и зажиточности города.
Во-вторых, есть платные парковки. Они стоят от 0,5 до 2 евро за час стоянки. В центре города ограничено и время стоянки: обычно, двумя-тремя часами - сделал дело и уезжай. Для контроля времени нужно положить чек или талон на приборную панель. Местами такие парковки платные только днем, однако обольщаться не стоит: вечером их очень быстро занимают местные.
Оплата парковок организована по разному. Где-то стоят паркоматы, где-то нужно покупать специальные талоны. В Оломоуце или в Вене, например, такие талоны продавали прямо в отелях, где мы жили (своей парковки они не имели).
В-третьих, если в центре есть торговые центры, в них также могут быть бесплатные парковки. Обычно они ограничены по времени - 2-4 часа, затем включается заградительный тариф. И оплата по нему идет с самого первого часа стоянки, а не по истечении бесплатного времени. Иногда есть послабление в выходные дни, когда время бесплатной парковки не ограничено, но на стыке выходного и рабочего дня расслабляться нельзя. Так, например, я в Праге, спасаясь от поднимающейся Влтавы, заплатил около 900 рублей на наши деньги за парковку в ТЦ с 21:30 до 8:00.
Наконец, за границами исторического центра встречаются и бесплатные стоянки (чем дальше к окраине - тем чаще). С местами дело на них обстоит сильно по разному, в зависимости от наличия в округе учреждений и развития общественного транспорта. Если место оживленное (либо наоборот - центр города, но без напряженного трафика), время стоянки также может быть ограничено. В этом случае водитель должен оставить на видном месте информацию о времени своего приезда, в противном случае он будет оштрафован.
Кстати, о транспорте. На конечных его остановках, которые расположены на окраинах, зачастую находятся перехватывающие парковки P+R (park&ride). Помимо возможности оставить машину и не лезть на ней в тесный центр, такие парковки дают и определенные преимущества в виде скидок на билеты общественного транспорта - сплошная выгода и удобство. В Екатеринбурге, кстати, такие стоянки также начали было строить, но организовав пару, на конечных станциях метро, как-то тихо свернули проект.
Нюансов, как видно, достаточно. Облегчает их понимание достаточно подробное информирование через знаки, таблички и прочие информационные плакаты.
Перечисленное разграничение парковочных мест не работает само по себе (многие бы соблазнились легкостью, с которой можно было бы пересечь синюю полосу, указывающую на места резидентов, и заняли свободные днем места).
Понятное дело, что тех граждан, кто пытается парковаться под запрещающими знаками или вдоль желтой запрещающей разметки (и мешает движению), кто загораживает проезд трамваям или паркуется на остановках общественного транспорта, их нещадно эвакуируют. Дежурные эвакуаторы особенно быстры, когда дело касается графика трамвайного движения, например в Праге. Категорически не рекомендую ставить машину возле путей. Остальным нарушителям ПДД вешают различные иммобилайзеры.
Ну а тем, кто нарушает правила парковки (стоит дольше положенного времени, не платит или не указывает время приезда на стоянку) муниципальные служащие неустанно выписывают штрафы. Они не слишком велики, но и не сказать, что незаметны: обычно в диапазоне от 20 до 50 евро. Применительно к туризму, понятное дело, что вряд ли австрийский муниципалитет передаст информацию о штрафах на финскую или болгарскую таможню - обладателям машин на русских номерах стоит волноваться только об эвакуации или поимке с поличным. Но вот автопрокатная контора запросто может перевыставить сумму штрафа арендатору.
Но туристы погоды не делают, а по отношению к местным подобная система работает очень эффективно: количество криво припаркованных машин стремится к нулю, а в центр едут лишь местные жители и те, кому действительно туда зачем-то нужно ехать на личном автомобиле (остальным - муниципальный транспорт или такси). Хотя это и формирует специфический подход к использованию парковочных мест, достаточно дикий для постороннего (особенно русского) человека, когда машины ставятся с сантиметровыми зазорами и расталкивают соседей бамперами.
Суровые европейские правила серьезно облегчают ситуацию на городских улицах. Конечно, немалую роль играет и способ застройки, когда центр города не подвергается изнасилованию точечной застройкой (высотки изрядно добавляют "резидентов", которым просто некуда деваться). Но и упорядочивание работы парковок не только дает пассажиропоток в общественном транспорте, но и позволяет ему двигаться в соответствии с графиком, что, в свою очередь, добавляет ему привлекательности. Синергия.
А чтобы все это хозяйство и у нас работало также, нужно и чтобы в Москве вспомнили о жителях замкадья, и местные администрации сначала договаривались со всеми причастными ведомствами, а потом реализовывали проекты. Ну и конечно нужен здравый смысл, чтобы инструмент регулирования движения в городе не превращался в способ заработка.
Занесла меня нелегкая на машине в центр города. Понятное дело, пришлось потолкаться, но да ладно. Сейчас, думаю, встану на платное место (их же навалом было год назад) и сгоняю по делам быстренько. 14 рублей за полчаса - не деньги ради такого. Подруливаю к парковке и... Облом: местов нет, все билеты проданы. Я, конечно, выкрутился тогда, но решил изучить - что же такое поменялось в системе платной парковки в Екатеринбурге?
Для начала - немножко истории развития вопроса.
Решительный рост автопарка в 2003-2013 годах привел к тому, что в центре Екатеринбурга стало просто не продохнуть: дороги заняты машинами, стоянки заставлены вместе с тротуарами и обочинами, местами - в несколько рядов.
Администрация города прикинула одно к другому, посмотрела на собянинский опыт Москвы и решила ловко заохотить трех зайцев: срубить денег, разгрузить улицы и повысить наполняемость городского транспорта. Для этих целей весной 2014 года была запущена программа платного парковочного пространства. В рамках нее парковки исторического (и не очень) центра города подвергли решительной модернизации: газоны и тротуары начали огораживать, в узких местах ограничили парковку и монетизировали большую часть парковок.
Карту парковок, паркоматов и пунктов пополнения Е-карты можно посмотреть на портале https://ek-parking.ru/ru/. Он умеет показывать не только расположение парковки, но и общее количество мест, свободные места в режиме он-лайн на этой карте посмотреть нельзя.Поначалу это действительно принесло плоды: граждане опасались бросать автомобили под знаками платной стоянки - платить за целый день для офисных работников несколько накладно - а проблемы с парковкой вынудили многих критично оценить необходимость использования машины в центре, отчего на улицах поначалу стало сильно свободнее. Но затем что-то пошло не так.
Местами заставлено все. Включая места для инвалидов. Последнее - зря, ведь квалифицируется как нарушение ПДД со всеми вытекающими в виде штрафа и/или эвакуации
Первая и самая критичная проблема, определившая судьбу парковок - неопределенность с системой контроля и выписки штрафов за нарушение правил пользования. В ПДД нет ответственности за нарушение правил платной парковки, т.е. если общеупотребительные положения не нарушены, ГИБДД штрафовать за такое не может. Как-то порешали, сделали постановление, решили, что квитанции будет выписывать муниципалитет. Но тут же оказалось, что московский опыт - это прекрасно, но есть разница между субъектом Российской Федерации (каковым является Москва) и муниципалитетом вроде Екатеринбурга. Дело в том, что ГИБДД, как федеральное учреждение, не желает делиться базой данных по автомобилистам (ссылаясь на секретность личных данных, например). Отчего выписать штраф в автоматическом режима нереально совсем, а издержки ручного оформления сводят на нет смысл мероприятия.
Стоят плотнячком. А сразу после установки паркоматов машин было раз в пять меньше
На фоне фактического отсутствия ответственности за неоплату стоянки, такие вещи как претензии ФАС на тему способов оплаты и выдачи фискальных документов или глючащие паркоматы - сущий пустяк. Потому как граждане фишку за три года просекли, спокойно ставят машины под знаки и смело не платят. Самые стыдливые закрывают номера, но таких немного.
Администрация, правда, не унывает. Не получилось собрать денег с автомобилистов - заработаем на освоении бюджета: пока в других городах ждут разрешения ситуации с оформлением штрафов, закажем планшеты типа для фиксации нарушений, нарисуем разметку, купим еще паркоматов...
А как устроена платная парковка в Европе?
Буржуи, которые несколько раньше столкнулись с проблемой засилия автомобилей в тесных исторических (и не очень) центрах городов, выработали довольно гибкую и эффективную систему регулирования доступа в центр. Мы не будем обсуждать радикальные методы типа платного въезда в определенные районы или утопические проекты ограничений по экологическим классам. Давайте изучим как паркуются европейцы. В конце концов, если нелегкая занесет на машине в Европу, полезно знать по каким правилам паркуются там, как не переплатить за парковку в случае чего и к чему, наконец, стремиться.
Самые центральные части европейских городов имеют очень ограниченные парковочные возможности и постороннему человеку, праздно катающемуся на своей машине, делать там нечего.
Во-первых, очень многие зоны предназначены исключительно для парковки местных жителей, либо работников организаций. Гораздо реже встречаются парковки для посетителей. Например, это могут быть стоянки отелей, но они стоят денег. Примерно в пределах 5-15 евро за сутки в зависимости от удаленности от центра и зажиточности города.
В Чехии такие зоны "для местных" обозначены синей полосой
Во-вторых, есть платные парковки. Они стоят от 0,5 до 2 евро за час стоянки. В центре города ограничено и время стоянки: обычно, двумя-тремя часами - сделал дело и уезжай. Для контроля времени нужно положить чек или талон на приборную панель. Местами такие парковки платные только днем, однако обольщаться не стоит: вечером их очень быстро занимают местные.
Оплата парковок организована по разному. Где-то стоят паркоматы, где-то нужно покупать специальные талоны. В Оломоуце или в Вене, например, такие талоны продавали прямо в отелях, где мы жили (своей парковки они не имели).
Там где муниципалитет не хочет тратиться на паркоматы, в близлежащих к парковке организациях продают специальные универсальные талоны
В-третьих, если в центре есть торговые центры, в них также могут быть бесплатные парковки. Обычно они ограничены по времени - 2-4 часа, затем включается заградительный тариф. И оплата по нему идет с самого первого часа стоянки, а не по истечении бесплатного времени. Иногда есть послабление в выходные дни, когда время бесплатной парковки не ограничено, но на стыке выходного и рабочего дня расслабляться нельзя. Так, например, я в Праге, спасаясь от поднимающейся Влтавы, заплатил около 900 рублей на наши деньги за парковку в ТЦ с 21:30 до 8:00.
Наконец, за границами исторического центра встречаются и бесплатные стоянки (чем дальше к окраине - тем чаще). С местами дело на них обстоит сильно по разному, в зависимости от наличия в округе учреждений и развития общественного транспорта. Если место оживленное (либо наоборот - центр города, но без напряженного трафика), время стоянки также может быть ограничено. В этом случае водитель должен оставить на видном месте информацию о времени своего приезда, в противном случае он будет оштрафован.
Кстати, о транспорте. На конечных его остановках, которые расположены на окраинах, зачастую находятся перехватывающие парковки P+R (park&ride). Помимо возможности оставить машину и не лезть на ней в тесный центр, такие парковки дают и определенные преимущества в виде скидок на билеты общественного транспорта - сплошная выгода и удобство. В Екатеринбурге, кстати, такие стоянки также начали было строить, но организовав пару, на конечных станциях метро, как-то тихо свернули проект.
Нюансов, как видно, достаточно. Облегчает их понимание достаточно подробное информирование через знаки, таблички и прочие информационные плакаты.
Правда местами нужно серьезно напрячься чтобы на ходу прочитать комментарий
Перечисленное разграничение парковочных мест не работает само по себе (многие бы соблазнились легкостью, с которой можно было бы пересечь синюю полосу, указывающую на места резидентов, и заняли свободные днем места).
Понятное дело, что тех граждан, кто пытается парковаться под запрещающими знаками или вдоль желтой запрещающей разметки (и мешает движению), кто загораживает проезд трамваям или паркуется на остановках общественного транспорта, их нещадно эвакуируют. Дежурные эвакуаторы особенно быстры, когда дело касается графика трамвайного движения, например в Праге. Категорически не рекомендую ставить машину возле путей. Остальным нарушителям ПДД вешают различные иммобилайзеры.
Встал не так и не там
Ну а тем, кто нарушает правила парковки (стоит дольше положенного времени, не платит или не указывает время приезда на стоянку) муниципальные служащие неустанно выписывают штрафы. Они не слишком велики, но и не сказать, что незаметны: обычно в диапазоне от 20 до 50 евро. Применительно к туризму, понятное дело, что вряд ли австрийский муниципалитет передаст информацию о штрафах на финскую или болгарскую таможню - обладателям машин на русских номерах стоит волноваться только об эвакуации или поимке с поличным. Но вот автопрокатная контора запросто может перевыставить сумму штрафа арендатору.
Местами проезд по трамвайным путям разрешен. Но не дай бог припарковаться и помешать движению электротранспорта
Но туристы погоды не делают, а по отношению к местным подобная система работает очень эффективно: количество криво припаркованных машин стремится к нулю, а в центр едут лишь местные жители и те, кому действительно туда зачем-то нужно ехать на личном автомобиле (остальным - муниципальный транспорт или такси). Хотя это и формирует специфический подход к использованию парковочных мест, достаточно дикий для постороннего (особенно русского) человека, когда машины ставятся с сантиметровыми зазорами и расталкивают соседей бамперами.
Вместо заключения
Суровые европейские правила серьезно облегчают ситуацию на городских улицах. Конечно, немалую роль играет и способ застройки, когда центр города не подвергается изнасилованию точечной застройкой (высотки изрядно добавляют "резидентов", которым просто некуда деваться). Но и упорядочивание работы парковок не только дает пассажиропоток в общественном транспорте, но и позволяет ему двигаться в соответствии с графиком, что, в свою очередь, добавляет ему привлекательности. Синергия.
А чтобы все это хозяйство и у нас работало также, нужно и чтобы в Москве вспомнили о жителях замкадья, и местные администрации сначала договаривались со всеми причастными ведомствами, а потом реализовывали проекты. Ну и конечно нужен здравый смысл, чтобы инструмент регулирования движения в городе не превращался в способ заработка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий