Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

1 февраля 2017 г.

Революция или рядовой переворот? Чем обернется новая транспортная сеть Екатеринбурга?

Всем привет!

Тема оптимизации городского общественного транспорта давно не давала покоя чиновникам и приближенным к мэрии активистам. Наконец, договорились о деньгах, объявили конкурс и быстренько разработали схему. Внедрить обещали с 01.07.2017... Ну как внедрить, с этого дня транспорт поедет по новому, а уж как именно это "внедрится" - будут смотреть по месту. Почему по месту? Потому что ни общественных слушаний по вопросу не было, ни даже внятной карты-схемы не смогли нарисовать - только убожество на подсайте проекта по ссылке выше. А внедрение - это не только рисование новых табличек с маршрутами, но и информирование, и разъяснение, и т.д. и т.п.



В местных СМИ развернулась битва "титанов": посты "за" новую схему, статьи "против", комментарии ведущих и не очень экспертов и просто метание какашек друг в друга. Я не буду задаваться вопросами оформления конкурса (типа, где раньше были выступающие сегодня знатоки?) - оформить можно так, что никто кроме нужных людей участие принять не сможет, но все будет строго законно. Хотя у меня, например, есть подозрение, что упреки в отсутствии опыта у авторов не совсем справедливы - кто проектировал схему городского ОТ в России последних лет десяти с нуля? А для города- миллионника? Есть правда вопрос другого плана: почему был привлечен американец, когда планировка Екатеринбурга ближе к классическим европейским тесным городам, нежели к американским геометрическим и просторным?

В целом, мне фиолетово на странную панику по поводу того, что американцы получили какие-то сведения о транспортной системе Екатеринбурга. Некоторое время назад итальянцы делали систему управления светофорами - это никого не смутило?

Давайте обсуждать личность оппонентов не будем, а подойдем строго с точки зрения пользователя ОТ. Но сначала сделаем маааленькую ремарку: почему-то руководство города рассматривает общественный транспорт исключительно как коммерческую структуру. Они ждут от автобусов и трамваев как минимум прямой окупаемости, забывая о том, что если ОТ отменить и убрать этот "балласт" из бюджета города, казна выиграет лишь формально. О том, что жители в этом случае пересядут на автомобили, что приведет к необходимости как-то решать транспортный коллапс, чаще чинить дороги и что-то делать с загрязнением воздуха, думать они не хотят.

Ну так вот, держим это в уме, а сами посмотрим на новую схему, которую подготовили "специалисты". Как заявляется, основной идеей стало сокращение количества маршрутов за счет ликвидации дублирования, что будет компенсировано вместимостью состава и частотой его появления на остановках. Этому будет способствовать спрямление маршрутов и их укорачивание (тут снова не без странностей: 72 автобус, идущий аж с вокзала на Широкую Речку вместо прямого проезда по Репина зачем-то делает крюк по пробочной Серафимы Дерябиной и кольцо по Мед. городку).

Фрагмент карты с официального портала Екатеринбург.рф

Гражданам придется делать больше пересадок, но это обещают компенсировать введением повременных тарифов. Ок, решение сомнительное уже хотя бы тем, что бабушки и пассажиры с детьми пострадают довольно сильно. Хотя, конечно странно - ведь за рубежом в первую очередь должны думать о слабомобильных людях, нет? Но строго говоря, да, колясочники ни в чем не проиграют: им сейчас-то не проехать никак, да и потом расслабиться не получится.

Кстати, про пересадки. Кто-нибудь посчитал готовность остановочных комплексов к увеличению пассажиропотока? А о настройке светофоров под переход улиц к другим остановочным комплексам подумали? Риторический вопрос, но не вырастет ли количество ДТП из-за пассажиров бегущих сломя голову через перекресток на уходящий трамвай?

Другой дурацкий вопрос: ну ладно, решили ломать полностью и делать заново, но есть ряд маршрутов, которые не переделать никак - они все равно будут ходить там, где ходили. Зачем троллейбус №4 переделывать в №24? Или классический автобусный маршрут№1 - ж/д Вокзал-аэропорт Кольцово в №49? Чтобы мозг сломать вообще всем без исключения?

Не буду придираться к некоторым странным маршрутам, которые планируется пустить внутри района, но при этом между конечными менее 700 метров по прямой или полутора километров по дороге. Безусловно, внутрирайонные маршруты важны, но почему именно на Елизавете и зачем так близко размещать конечные?


Фрагмент карты с официального портала Екатеринбург.рф.  700 метров между конечными автобуса на Елизавете

Или наоборот, когда для того, чтобы попасть с Советской в поликлинику 7 ГКБ (по прописке, прошу заметить), придется делать две (!) пересадки (зато с ЖБИ на Авангард можно будет зачем-то доехать). 

Фрагмент карты с официального портала Екатеринбург.рф. И две пересадки от перекрестка Советской-Уральской до ГКБ №7

Спрошу и про другое: куда подевались троллейбусы на отрезке Космонавтов от первого километра до кинотеатра "Заря"? Если бы хипстеры-урбанисты хоть немного были в курсе того, как действует транспорт города, то знали, что есть два троллейбусных депо: Октябрьское и Орджоникидзевское. Второе, находясь на Веере (выезд в Верхнюю Пышму), как ни странно, обслуживает и часть маршрутов центра города: 4, 5, 12, 18, 19. При этом, в центр троллейбусы имеют возможность заехать только по проспекту Космонавтов. Уберем линию и как быть со связанностью сети? А Октябрьское депо готово на себя взять повышенную нагрузку? Наконец, представителей ЕТТУ кто-то вообще привлекал при составлении новой схемы? Видимо, нет.

Но при одном только взгляде на Уралмаш, понимаешь, что на языке вертится более серьезное: "А если, например, на перекрестке Шевченко-Луначарского из-за ДТП встанут трамваи, как людям ехать на Уралмаш или Эльмаш?" Сейчас вагоны в ту сторону идут по Уральской, Луначарского и Челюскинцев - хоть с одной из трех улиц что-то да придет. А в новой реальности делать что? Причем, в случае с новым четвертым трамвайным маршрутом, это одновременно парализует и движение на Керамику. Аналогично с трамваем на Сортировку, на Шарташ, ВИЗ, Вторчермет, троллейбусом на Химмаш... Не перестарались в борьбе с дублями?

Фрагмент карты с официального портала Екатеринбург.рф. Троллейбусы от ж/д вокзала до Зари больше не пойдут, а район "повиснет" на трамвае №4

Пожалуй трудно отыскать более трамвайный город, чем Прага - в центре кроме трамваев почти нет наземного транспорта. Даже при том, что работа всех служб города (и правила ПДД) ориентированы на обеспечение бесперебойного трамвайного движения, большинство конечных имеют до четырех регулярных маршрутов (карта).

Карта трамваев Праги, полный размер по ссылке выше, взята с сайта Pražské integrované dopravy

У нас до такой организованности страшно далеко. Плюс кроме трамваев широко используются автобусы, многие маршруты которых пролегают по улицам, где нет возможности делать выделенные полосы. Как они будут выдерживать заявленные интервалы в 5-10 минут?

Впрочем, в центр я стараюсь в будни ходить строго пешком, а в остальные интересные места ездить либо на метро, либо на машине. Ждем лета и пристально следим за "внедрением" новой транспортной системы.

P.S. И, да, я ничего не сказал о тарифах. По двум причинам: первая, и основная, в том, что про них практически ничего неизвестно. Да, вроде обещали ввод повременного на 90 минут и сколько-то там еще, но как это будет в реальности пока непонятно.

Во-вторых, в одном из интервью чиновники мэрии говорили о том, что они ожидают роста пассажиропотока. Сам по себе, подозреваю, он их слабо интересует - вероятнее речь о росте доходов. В этих целях при повременном тарифе гражданин даже с несколькими пересадками использует лишь один билет и будет учтен один раз. В традиционной же схеме - сколько раз пересел, столько и "пассажир". Плюс непонятен вопрос количества подвижного состава для обслуживания тех же расстояний: сейчас сел в автобус и едешь куда надо, а в новой реальности тебя будут везти три автобуса за те же деньги? Или стоимость проезда резко поднимут? Может и так, но хочу напомнить, что я, как настоящий зануда, уже не первый год считаю стоимость километра пробега на автомобиле. Пока получается, что гарантийная машина В/С класса массового сегмента тратит около 10-12 рублей на километр. Зачем нужен транспорт с такой же стоимостью - непонятно. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий