Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

24 октября 2016 г.

Осеннее буйство природы Северного Урала: Конжаковский камень

У нас с друзьями есть традиция: каждый год мы ходим в поход. Да, для матерых туристов-разрядников это семечки, но офисным крысам, которыми большинство из нас является, и это приключение.

Так вот, не прошло и десяти лет, как я догадался взять с собой фотоаппарат и сделать десяток-другой снимков. С другой стороны и цель нашего похода - высшая точка Свердловской области, гора Конжаковский камень - способствовала.

План на пятницу насыщенный: ребенка - в школу, клиентов - обзвонить, продукты - купить. А еще проверить список вещей, забрать кое-что из гаража, сложить, перепроверить, переложить... Звонок будильника дает старт марафону в четверо суток: за два дня нам нужно успеть то, что нормальные люди делают за три. Плюс 860 километров дороги.





Сделав все, что надо сделать, собрав нужное и отправив детей в деревню, выезжаю из стремительно краснеющего пробками города на север, в сторону Невьянска. Там компонуемся втроем в мою машину, встречаем вторую часть группы на выезде и мчим на север еще дальше. 350 километров до базы на полдороги Карпинск-Кытлым желательно проехать часам к десяти вечера.


Главные достопримечательности Невьянска

До Тагила едем положенные 110 км/ч, предполагая наверстать время за ним. Фотографий не делаю: некогда, неудобно, да и делать их моим фотоаппаратом на ходу в сумерках - не лучшая идея. Вот, кстати, второй раз встреча с горами (не бог весть какими, конечно, но все же) становится для меня в определенном смысле сюрпризом. Что в 2013 году мы подъезжали к Альпам в плотной завесе облаков и тумана, что здесь - гонки по Кытлымским проселкам в ночи. Но я забегаю вперед.

Планы наши разбились о реальность со всей беспощадностью: три ремонтирующихся моста до Нижней Туры и после нее, плюс плотный трафик до Кушвы. Как ни крути, на наших дорогах закладывать среднюю скорость более 70 км/ч - излишне оптимистично. Это еще динамика позволяет нормально обгонять, плюс ведущий подсказывает в рацию когда появляются окна во встречном потоке.

В Карпинск заезжаем уже в конкретной темноте, чем вызываем неподдельный интерес двух кытлымских рейнджеров на въезде в город. Пока инспектора выясняли, что Honda Pilot и Honda Accord - это две большие разницы потеряли еще сколько-то времени, но остаток пути в 40 с небольшим километров дает надежду на скорое прибытие. От радости делаем лишний круг по Карпинску.

Близость цели оказалась обманчива: появившийся было асфальт исчезает, уступив место глинистой насыпи будущей основательной дороги Карпинск-Кытлым. Только заканчивается гребенка, начинается жижа. Гнать по ней не позволяет отнюдь не нехватка клиренса - даже с внушительной загрузкой Сид почти не задевает камни. Проблема в том, что при наборе скорости больше 40 км/ч глина начинает буквально волной выплескиваться впереди машины и перекатываться через капот, жирным слоем покрывая бампер, световые приборы и стекла. Свет противотуманных фар погас мгновенно, а дальний превратился в ближний, прежде чем я догадался сбавить темп. Как бы то ни было, к 11 вечера мы въехали на турбазу "Серебрянский камень".

Детейлинг? Не, не слышал. От былой чистоты машины не осталось и следа

На Иовское плато, от которого до вершины Конжака около пяти километров, сейчас можно доехать практически на любой пузотерке - для нужд будущего карьера туда проложили сносную грунтовку. Но это не спортивно. Поэтому между идеей идти "как все" - по марафонской тропе (если вы не знали - ежегодно проводится Конжакский марафон) 21 километр плюс четыре или пять до ее начала - и вариантом выхода с неожиданной стороны (тут придется перейти вброд речку Катышер) выбираем более классический путь. Как выяснится позже, это было весьма здравым решением. Дело в том, что без спешки на маршрут уходит три дня: лагерь ставится еще в лесу, потом подъем на гору, еще одна ночевка и возвращение к машинам. При этом остается время на доезд до дома. У нас же всего два дня, а в воскресенье нужно успеть доехать до Екатеринбурга. Так вот, разложив запасы еды и поделив палатки, выходим в половине десятого утра.

Глобус окрестностей Конжака. Нам от базы по красному маршруту на оранжевый

Что я могу сказать? Да ничего, собственно. Сходные чувства я испытывал в 2013 году в Словении, когда утром вышел на улицу и обалдел от видов, которые открыл расступившийся туман. Так и тут: большая часть пути до базы прошла в кромешной тьме, а при свете солнца перед нами предстала совершенно шикарная картина осеннего леса, фоном к которому высятся южные вершины Северного Урала: Казанский камень, Косьвинский камень, Серебрянский камень и отроги камня Конжаковского - саму вершину с этой стороны не видно.

Виды в сторону Казанского (Сухогорского) камня

Вид на дорогу Кытлым-Карпинск в сторону Карпинска

Вдали синеет Косьвинский камень

Рассказывать об этой красоте у меня никаких слов не хватит. Попробовал запечатлеть в фотографиях, которых привез 1000+ штук, так что фраза "одна из тысячи фотографий" в подписи к посту в Инстаграме - отнюдь не преувеличение. Еще по дороге в Невьянск попытался фотографировать лес вдоль дороги, но то было бледной тенью того буйства красок, что украсило Северный Урал. Я уж молчу про те блеклые тона, которые покрывают городские парки и окрестные рощи. У подножия Конжака море пихт, елей и кедров буквально взрывают ослепительно желтые свечи лиственниц, то тут, то там горят гроздья рябины в обрамлении оранжевых листьев, а вдоль троп и дорог тихо облетают эталонно-желтые березы. Золотая осень на Урале, возможно не всегда радует теплом, но по мне это самое красивое время года.



Встретили небольшой медвежий след



Отроги вершины Трапеция


Идем дорогой на Кытлым, затем сворачиваем в лес - на тропу, чтобы срезать угол и выйти на марафонку, по которой выходим в долину речки Конжаковки. Постепенно лезем в гору и это хорошо: так нелюбимых нами болот нет, под ногами либо лесная почва, либо камень. Вода особо в почву не впитывается, предпочитая скатываться с гор многочисленными ручейками, кое-где образуя небольшие речки. В каждой долине между двумя отрогами есть, как минимум, по одной: Катышёр, Конжаковка, Серебрянка - это только те, которые сбегают на южную сторону.

Конжаковка

Переправа через Конжаковку




Так что лезем вверх под бодрое журчание откуда-то с краю дороги, а временами идем прямо по ручью. Вместе с нами лезет вверх и лес. Но чем ближе к отметке  в 900 метров над уровнем моря, тем деревья становятся ниже, напоминая странных тщедушных существ, изо всех сил карабкающихся на плато без каких либо шансов на успех, краски меркнут, оставляя монохромную палитру скал, бурые и салатного цвета лишайники, да голубое осеннее небо. Наверху лишь горная тундра: карликовые деревца и мягкий мшистый покров, обрамленный курумником склонов, чавкает под ногами.

По мере подъема лес редеет и прижимается к земле

Вид на Казанский Камень и долину Конжаковки

Вершина Трапеция

Гвардеец


Долина Конжаковки погружается в вечерний туман

Вершина Трапеция


Косьвинский Камень

Памятный знак "300 лет уральской металлургии"

Но я долго рассказываю. К семи вечера мы таки взошли на Иовское плато где, с видом на вершины Южный и Северный Иов, установили лагерь. А горы опять скрылись от нас в ночной мгле. Нам определенно повезло с погодой: довольно теплые выходные, практически штиль и слабая облачность позволили нам пижонски ночевать почти на открытом месте, не париться за дрова и готовить пищу на горелке, а ночью лежать на траве и наслаждаться просто умопомрачительным зрелищем Млечного пути.

После выключения фонарей звездная россыпь буквально падает на тебя сверху. Мириады звезд и туманностей словно щедрым мазком исполинской кисти пересекают все небо. Безмолвно висит диск луны и окружающее пространство наполнено реально оглушительной тишиной. Лишь изредка раздается гул пролетающих самолетов - над Северным Уралом как раз проходит одна из воздушных трасс.

Утром случилась вторая встреча с горами. Окрестные долины оказались покрыты плотным слоем не то тумана, не то облаков, отчего создавалось ощущение, будто мы оказались на каком-то неведомом острове.

Лагерь на фоне горы Южный Иов на рассвете

Северный Иов

Северный склон Иовского плато

На подъем от лагеря к вершине и спуск обратно - а это около шести километров - у нас ушло четыре с половиной часа. Возвращаясь к теме Конжаковского марафона, отмечу, что рекорд, установленный несколько лет назад, составляет 2 часа 58 минут. 21 километр от дороги на Кытлым почти к самой вершине и столько же обратно. Среднее время победителей поскромнее, конечно - от трех до четырех часов, но все равно очень внушает.

Начало непосредственного подъема на Конжак. Идем по марафонской тропе

Вид на Иовское плато, Южный Иов. Видна дорога к будущему дунитовому карьеру

Северный склон Конжаковского камня


Плато у подножия вершины Конжаковского камня


Подловили горную птицу


Красоты сверху открываются неописуемые. Напомню, что это "всего-то" 1569 метров над уровнем Балтийского моря. Но все равно - выше всех в Свердловской области.

А вот и сама вершина

И виды с нее



Обратная сторона популярности: следы посещений людьми встречаются слишком часто для такого отдаленного места


Отметив восхождение Нехеровкой, отправились в обратный путь. Возвращались другой дорогой: по грунтовке, проложенной к будущему карьеру. С одной стороны - это не так увлекательно, как идти по лесу, а с другой - идти нам порядка 23 километров. Причем, на преодоление у нас есть не так много времени - около шести часов.

Иовский провал прямо напротив нас. Заглянуть за край не успели. Или забыли

Речка Полудневая и ее долина

И вид сбоку


Но более простая дорога, не значит - менее интересная. По левую руку остается долина реки Полудневой, берущей начало из Иовского провала. Засмотрелись на голубую нитку речки, обрамленную желтыми деревьями, пронзающую зеленый ковер, да в провал-то сам и забыли заглянуть. С правой стороны - вершина Трапеция и долина речки Серебрянки, разгорающаяся ярким пламенем лиственниц. Чуть дальше, уже напротив этой долины, слева высится Серебрянский камень, а вдали виднеются Учебные скалы.

Долина речки Серебрянки




Пожалуй, мое самое любимое фото из этого похода




Учебные скалы

Уже почти свернув на лесную тропу, но морально так и не смирившись с перспективой продирания впотьмах сквозь елки, тормознули Камаз. Пикантность положения была в том, что нужно было свернуть и закинуть в кузов котлы с рисом и прочей тушенкой минуты за две. Приметливые школьники из Лесного, возвращающиеся на грузовике домой с Северного Иова, весьма кстати подвезли нас около шести или семи километров. Высадившись на дороге, проходим оставшиеся четыре километра аккурат к темноте.


Ну а дальше - сборы и перекладывания шмота, отмывание фар и номеров, поиски магазина, работающего в десять вечера в Карпинске, заправка до полного, кафе "Акрополь" в районе Лесного (там медведи по улицам практически бродят, какой Акрополь!?) и 440 километров сквозь ночь до дома. Тоже - весьма и весьма интересные ощущения. Особенно с учетом того, что лег спать я в четвертом часу утра.

Комментариев нет:

Отправить комментарий