Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

4 июля 2016 г.

Краеведческая поездка выходного дня: Верхний Уфалей

Всем привет!

В минувшие выходные отправились в краеведческое путешествие на Южный Урал. Цель заезда - посещение старинного уральского города Верхний Уфалей. По дороге притормозили в деревушке Маук, а на обратном пути краем посмотрели город с симпатичным названием Вишневогорск.


Верхний Уфалей - старинный уральский город: основанный в 1761 году, он лишь немного моложе Екатеринбурга. Однако, в отличие от столицы Среднего Урала, насчитывает всего около 28 тысяч жителей и переживает далеко не лучшие времена. Из заводов, пик расцвета которых пришелся на годы советской власти, лучше всех выглядит ОАО "Уфалейникель", подпирающий небо тремя своими трубами, остальные находятся в упадке. Между тем, Верхний Уфалей является важным узлом Южно-Уральской железной дороги: здесь находится довольно крупная станция, локомотивное и вагонное депо. Может этот хиреющий городок в уральской глубинке и не интереснее многих, но именно в него на стыке XIX и XX веков приехали мои предки, многие из которых работали на железной дороге: кто рабочим, другие - в управлении, а кто машинистом водил паровозы. Именно здесь родилась моя прабабка, впоследствии перебравшаяся в Екатеринбург.


На автомобиле до Верхнего Уфалея от Екатеринбурга ехать около 170 километров, мы же скостили себе три десятка верст, стартовав из деревни. Тем не менее, путь немалый: если не нестись сломя голову, два часа на дорогу нужно. Потому выдвинулись утром и понеслись по пустой трассе в сторону Челябинска (куда совсем недавно ездили смотреть цирк ДюСолей).


Свернув направо, на Касли, а затем еще раз - на Вишневогорск - сделали небольшой привал. Заодним попытались найти первый геокэшерский тайник. Посвящен он Пименовой плотине, которая была возведена для организации одноименного пруда. Название ее объясняет такая легенда: жил в царские времена в тех местах старик Пимен, у которого была красавица-дочь. И положил на нее глаз то ли управляющий, то ли чуть не сам Демидов. Но отказала она барину, потому как жених у нее уже был. Мнение ее мало интересовало заводчика, и как-то ночью девушку выкрали и увезли в имение. Пимен же, не выдержав такого отношения, "запустил козла" в заводскую печь - погасил ее. За такую провинность его приморили и закопали в основании тела плотины. Такая вот социальная драма.


Сейчас пруд окружен лесом и отделен от дороги кустистыми зарослями, а об историчности самой плотины (она выглядит как насыпь на берегу, которой, собственно, и является) напоминают лишь тесанные гранитные столбы по обочинам. Собственно, заросли и помешали нам найти тайник. Упираться не стали - поехали дальше. Следующей остановкой  стал поселок Маук.


Ведущий свою историю с 1894 года, поселок насчитывает чуть меньше 800 жителей. Своим названием, которое очевидно, имеет тюркское происхождение и означает "золотое дно", Маук обязан "золотомоям", которые когда-то располагались в его окрестностях.



Основу экономики поселка, помимо сельского хозяйства, составляют несколько пилорам, рудник по добыче змеевика и медных руд. Свой вклад в благосостояние жителей вносит РЖД: в Мауке расположена одноименная станция Южно-Уральской железной дороги.


Рассмотрев сам поселок на ходу, остановились на выезде, посмотреть на маукский родник, расположенный у подножия горы Маук (вот сюрприз!). Местечко неплохо благоустроено: трава скошена, небольшой деревянный сруб и столик с навесами украшают источник к которому ведет настил, обрамленный небольшими елочками. Выглядит довольно симпатично и уютно, несмотря на то, что расположен он буквально в нескольких десятках метров от дороги.


До Уфалея остается всего ничего - меньше двадцати километров, преодолеваем их за пятнадцать минут. Южноуральский городок встречает нас мрачноватой картиной отвала черного шахтно-печного шлака завода "Уфалейникель". Рукотворная гора высится на многие метры, склоны, по которым бегут причудливые тени облаков, испещрены отметинами ручьев и деревцами, пытающимися укорениться в этой безжизненной почве. Останавливаемся недалеко от въезда, чтобы осмотреть памятник венгерским военнопленным, которые не выдержали суровой уральской природы.





Расположен буквально на обочине пыльной, покрытой шлаком дороги. Не зная, его легко перепутать с одним из множества памятников водительской беспечности, которые обычно стоят в таких местах. И лишь при ближайшем рассмотрении на строгой гранитной плите видна надпись на венгерском языке.


Город расположен на берегах реки Уфалейки, которая, будучи ограничена плотиной старого завода, разлилась, образовав Верхний Уфалейский пруд. Большая часть города расположена на низком правом берегу. На левом берегу, у подножия двух горок прилепилась железнодорожная станция, вагонное и локомотивное депо (к ним мы еще вернемся позже), а по склонам расположились домики.




Красный камень пониже, но имеет довольно крутой склон, обращенный к городу, а почти идеальный холм, носящий название гора Волчья, чуть выше, имеет склоны которые выглядят более пологими. Лезем на первую, чтобы осмотреть город с высоты 450 метров.





Красный камень назван так отнюдь не из-за цвета своей породы - она, как раз-таки, рыжевато-черная - а в память о трагических событиях гражданской войны. Тогда на этом месте белогвардейцы расстреляли пленных мадьяров, которые и к революции-то отношения не имели. Вобщем, для венгров Уфалей - довольно мрачное место.



Налюбовавшись видами, идем изучать железнодорожное хозяйство Уфалея. Как я отмечал выше, здесь, помимо самой станции, находятся локомотивное и вагонное депо. Локомотивное в этом году отмечает 120 летний юбилей, а самой ЮУЖД - 82 года. На эту тему есть виртуальный тайник, его и берем в ходе прогулки по станции. Ну а кроме того, прадеды мои и поезда водили, и на самой железной дороге работали. Кто в гражданскую сгинул, кто на Великой Отечественной ранен был: круговорот событий первой половины двадцатого столетия лихо раскидал их по стране. Что именно послужило причиной их попадания в дремучие уральские леса, к сожалению, не помнит никто из ныне живущих родственников. Равно как и почему они в итоге попали в Екатеринбург.







Чтож, нам остается только продолжить экскурсию. С вершины Красного камня заприметили ярко-голубую церковь - Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Это стартовая точка еще одного виртуального пошагового тайника. До революции в Верхнем Уфалее насчитывалось 4 храма и пять часовен. В годы советской власти все они были разрушены: какие в рамках борьбы с церковью, а какие - на нужды промышленности. Сейчас храм один, рядом расположена часовня Аптечного ключа, стоящая на одноименном источнике. Примечательна она тем, что в основание ее заложен камень от Ипатьевского дома (кто не в курсе, именно в его подвале расстреляли Николая II), привезенный паломником из Екатеринбурга.


Практически на противоположном конце города расположена мечеть, создающая неповторимый ансамбль в сочетании с памятником Комсомолу, стоящим на вершине холма в Комсомольском парке. Добраться туда можно по центральной улице Ленина, на которой расположены два других городских парка: Детский и сквер Победы.







На этом познавательную прогулку по Верхнему Уфалею заканчиваем. Обратно едем, сделав крюк по пыльной, но ровной гравийке через поселок Аракуль и городок Вишневогорск. Основанный в 40-е годы двадцатого века, назван он созвучно расположенным рядом Вишневым горам, склоны которых некогда покрывали густые заросли дикой вишни. Несмотря на романтическое название, похвастаться он может лишь обилием разнообразных штолен, карьеров и прочих горнодобывающих приспособлений: в его округе по сей день активно ведется добыча различного металлургического сырья.



На круг автомобильная поездка у нас получилась около 280 километров. На общественном транспорте добраться до Верхнего Уфалея проще всего по железной дороге: электрички из Екатеринбурга ходят каждый день, дорога занимает чуть меньше трех часов. Но есть вариант и с автобусом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий