Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

29 мая 2013 г.

За крем-резиной 2013: Чехия, музей Skoda в Млада-Болеславе

Всем привет!

После Польши, окраин Чехии, Австрии и Словенской глубинки в Прагу попадаешь почти как на Родину. Официанты говорят по-русски, меню на русском, вывески на русском, туристы через одного русскоговорящие. Чешская автономная республика, короче. И только в отеле на стойке регистрации "выпендриваются" и предлагают общаться либо на чешском, либо на английском - то немногое, напоминающее о том, что мы не дома. Поначалу как-то даже непривычно - мы привыкли быть, что называется, в тонусе, общаясь с местным населением.

Жаба на набережной в Праге



Языковую расслабленность с лихвой компенсировала погода, которая решительно не позволяет расслабиться, постоянно поливая дождем. В первый день еще было терпимо, а дальше небо плотно закрыли тучи, из которых беспрестанно лил дождь разной степени интенсивности. Ощущения, как в ванной под душем: соседи открыли кран — с неба едва моросит, кран закрыли — поливает как из ведра. Бродить по городу (даже если это Прага) в таких условиях — полный отстой, хочется забиться куда-то в теплый угол, есть горячее мясо, пить пиво… Ну или штруделя точить с кофеем.

Центр Праги
Потакание обжорству и лежанию на диване - это хорошо и даже отлично, но можно делать и дома. А потому решили заняться непрофильными делами. А именно вдарить по шопингу. Для этих целей выдвинулись за 200 километров от Праги к австрийской границе, в городок под названием Znojmo. Точнее даже не в сам этот городок, а еще километров 5-7 за него, где возле самой границы расположился так называемый аутлет Freeport.

Представляет он из себя торговый центр, в котором порядка сотни магазинов, предлагающих всякое разное (в основном шмот и в основном — спортивного характера) с изрядными скидками. Место достаточно специфическое, если честно. В том смысле, что основной контингент — австрийцы и арабоавстрийцы. Кстати, в этом плане Чехия и особенно Словения гораздо веселее — практически нет южных товарищей. В Австрии тетки в парандже или хиджабе каком - в порядке вещей. Так вот, контингент накладывает определенные особенности. Скидки действительно изрядные: бывают и по 50-70% (особенно на детские товары, если вы, как и мы, попадете накануне Дня защиты детей). Проблема только в том, что продают товары изначально имели солидную стоимость в силу принадлежности известным брендам. Да, для Австрии это дешево. Может быть для Чехии тоже, но уже не настолько явно, что прям хочется хватать все подряд. Если перевести на Рубли — нормальные вещи по нормальным ценам. Ни больше, ни меньше.
Комментарий от Натали: у Фрипорта есть сайт, на котором можно посмотреть распродажные марки и узнать о дополнительных скидках на товары со скидками. А еще там можно купить украшения Frey Wille по вменяемым ценам и ящики для вина в виде сельского туалета.
Газель в Чехии
Короче, то ли я в шопинге не шарю, то и правда, лыжи не едут. Лучше ощущениями от поездки по автобану в ливень поделюсь. Мы обратно когда поехали, я изрядно вспотел: дождь решил конкретно нас смыть (или чехов, ХЗ за что они там провинились). Хмурые дождевые тучи спустились настолько низко, что казалось: вот-вот упадут на дорогу. Дождь, который вроде не особо страшно выглядит пока стоишь, превращается в лютый поток воды, стоит набрать скорость за 100 км/ч. Проносящиеся машины поднимают облако водяной пыли метра на три. Для понимания ощущений можно представить, что вы едете несколько десятков километров сквозь портальную мойку на скорости за сотню — видимость похожая. Медленно ехать невозможно — начинают обгонять фуры (от которых вода с дороги взлетает просто стеной) и вообще все становится плохо. Быстро ехать тоже не особо приятно, ладно хоть луж особых нет и вода быстро стекает с полотна (или не успевает осесть на нем?). В общем, по автобану ехал намертво вцепившись в руль.


Но я долго рассказываю, можно было короче сформулировать: мы эти два дня дрыхли да ленились. На третий день, обнаружив уже ставший привычным дождь, решили разделиться. Натали пошла гулять по магазинчикам, а я поехал осваивать музей Шкоды, что расположен в городке Млада-Болеслав примерно в 40 километрах к северу от Праги. Ненуачо, второй раз на Шкоде на исторической родине и не заехать? Косяк.

Выехал себе на трассу и погнал. Не успел разогнаться толком, как уже пора сворачивать. Достаточно широкие по сравнению с центром Праги улицы ведут к комплексу заводских зданий завода Skoda. Конкретно сам музей расположен по адресу: Tř. Václava Klementa 294, 293 60 Mladá Boleslav, Czech Republic. Рядом заводская проходная и здоровенный центр заказов Skoda — можно зайти и купить чего-нибудь. Superb там какой или карандашики цветные ребенку. Музей работает ежедневно с 9 до 17 часов без перерывов и выходных. Рядом — бесплатная парковка (впрочем, мест может и не быть), внутри — кафешечка. Стоимость посещения колеблется от 70CZK за "просто вход" до 200 CZK за экскурсию с гидом по заводу и музею. Дети до 6 лет проходят бесплатно. Не то чтобы меня душила жаба, но решил, что я буду сам себе экскурсовод.

Встречает нас Škoda 860 1932 года выпуска. Здоровенный автомобиль представительского класса с рядным восьмицилиндровым двигателем. Кстати, руль справа.
Музей не очень большой, но довольно уютный, разделен на три части. Первая часть — это холл, куда посетитель попадает, зайдя с улицы. Здесь расположена касса, небольшой магазинчик сувениров в углу (в основном, в нем продают модельки и всякие печатные издания про историю марки и коллекционного характера) и общая экспозиция. Насчет сувениров имеет смысл заглянуть в центр заказов Skoda, расположенный рядом - там есть практически весь мерчендайз с логотипом марки. Вторая часть музея — это основная экспозиция: начиная от стола за которым подписывались эпохальные документы по созданию производства и первых мотоциклетов до концепта Vision D. Здесь же можно кратко ознакомиться с основами устройства хребтовой рамы, оценить эволюцию двигателя и посмотреть как выглядели фары век назад и во что они превратились сегодня. Вдоль стены стоит огромный стеллаж на котором находятся редкие модели, концепты и специальные версии машин. Выглядят они так, будто еще ждут, когда их нормально отреставрируют, и осмотреть-то толком можно только машины стоящие на нижнем ярусе. Наконец. третий зал — это экспозиция, размещенная в помещении с приглушенным светом, которая рассказывает обо всех этапах реставрации автомобиля. От ржавой развалюхи, поступившей в мастерскую, через сбор информации и спецификации автомобиля к практическому воплощению проекта восстановления. Все три экспозиции весьма интересны, пойдем по порядку.

История становления марки через изменения в логотипе: от плашки Slavia через L&K к Škoda

Итак, первый зал, который носит название "Дух традиций" встречает посетителей, едва те переступают порог музея. Посмотреть здесь можно на машины, которые стали существенными вехами на пути развития фирмы: это и Skoda 840 1932 года (здоровенный сарай!), и Skoda Popular 1939 года, и Skoda 125 1989 года. А в свете появления новой генерации Октавии небезынтересно посмотреть с чего все начиналось: здесь представлена ярко красная Skoda Octavia 1960 года. Завершает автомобильную тему этого зала стенд с двумя раллийными болидами разных лет: Skoda 130 LR TYP 745 1984 года постройки и Skoda Fabia WRC 2003 года. Довольно любопытно посмотреть какой скачок сделали за 20 лет технологии в автоспорте.

Гоночные традиции Шкоды имеют изрядную историю: основа сегодняшним победам в IRC заложена еще в середине XX века, когда гоночная команда марки брала первые места в ралли Монте-Карло

Škoda LR 130 TYP 745. Версия RS 1984 года. Несмотря на то, что команда на этой машине брала достаточно высокие места в соревнованиях, эта модель не получила культового статуса. 

Под капотом (точнее под крышкой багажника — двигатель расположен сзади) 4 цилиндровый 1,3 литровый моторчик, выдающий 130 л.с. и обеспечивающий максимальную скорость в 220 км/ч

Skoda Fabia WRC 2003 года, через двадцать лет команда продолжает свою победоносную раллийную историю уже на новой технике. 

Двухлитровый турбо-мотор выдает уже 301 л.с., а вот максималка по-прежнему в районе 220 км/ч.

Škoda 125 L TYP 742 1989 года — гораздо менее спортивная, но весьма популярная модель. Даже сегодня в чешской глубинке можно запросто встретить такие машинки, тарахтящие маломощным 1,2 литровым моторчиком по сельским дорогам.

Škoda Popular 995 1939 года — поздняя версия одного из первых по настоящему массовых автомобилей марки. 

Выпускавшийся с 1939 по 1946 годы автомобильчик имел хребтовую раму (обратите внимание на развал задних колес) и слабенький литровый моторчик на 22 л.с.

Кстати, руль у этой модели все еще справа.

Кроме собственно автомобилей (каждый из которых снабжен небольшой табличкой с кратким описанием и ТТХ), здесь на витринах представлены различные исторические артефакты.

Витрина "Мечтая о собственном автомобиле": автоаксессуары и приблуды разных лет

Вдоволь насмотревшись на винтажные наборы автомобилиста, переместимся во второй зал: "История марки". У дальней стены стоит "тот самый" стол, на котором когда-то давно Лаурин и Клемент подписали соглашение об организации совместного предприятия. Как известно, изначально мастерская, а потом и завод производили велосипеды и мотоциклеты. И уже наладив это производство, парни стали постепенно осваивать автомобильное производство. Если идти дальше вдоль стены, мы увидим несколько экспонатов, позволяющих нагляднее понять внутреннее устройство автомобиля. Здесь и хребтовая рама, устанавливавшаяся на Шкоды вплоть до шестидесятых годов, и двигатель с КПП довоенных лет (с вставками из оргстекла для наглядного понимания внутреннего устройства механизмов). А завершает ряд современный трехцилиндровый двигатель и стенд на котором наглядно можно увидеть эволюцию светотехники. Кстати, вдоль этой экспозиции тянется интерактивная сенсорная панель на которой можно увидеть кучу информации от статей из истории производства до анимированной сборки двигателя.

Тот самый стол

И одни из первых эскизов

Музей Шкода в Млада-Болеславе

Эволюция светотехники

И этапы обработки коленвала

Панорама экспозиции позаимствована из фотогалереи музея

У третьей стены стоит мега-стеллаж на котором собраны несколько необычные экспонаты: мелкосерийные модели и модификации, а также разнообразные уникальные автомобили. Информации не сильно много, а толком посмотреть можно только стоящие на первом из четырех уровней автомобили.

Пожарная машина 1919 года. Здоровенный четырехцилиндровый мотор объемом 4,7 литра выдавал жалкие 50 л.с., что позволяло развить космическую, по тем временам, скорость в 90 км/ч

Забавный концепт Škoda 976 Karosa 1956 года с литровым моторчиком в 35 л.с. был построен в единственном экземпляре.

Лютый Ferat. Он же Škoda 110 Super Sport TYP 724 1971 года постройки. Пожалуй, в каком-то смысле он мог бы являться невольным прообразом Hyundai Veloster — такое же нелепое сочетание эффектной внешности и посредственной начинки (1,1 л, 73 л.с.). Мог бы, если бы не был построен в единственном экземпляре.

Škoda Octavia WRC гораздо менее известна у нас, чем ее младшая сестра Fabia, берущая титул за титулом в гонках IRC. Тем не менее, согласно приставке, эти машины принимали участие в одном из самых популярных раллийных соревнований планеты. Характеристики как у всех: два турболитра и три сотни лошадей. Представленная модификация носит приписку Safari, т.к. заточена для гонок по особо злым трассам.

А вот собственно по центру зала стоит все самое вкусное: основные модели Шкоды практически с начала производства до сегодняшних дней. Возле каждой машины стоит сенсорная панель на которой можно посмотреть кучу интересного на трех языках (чешский, немецкий и английский): историю создания машины, особенности, положение дел на заводе в период к которому относится выпуск модели, посмотреть рекламные буклеты тех лет и много, много всего другого.

Мотоциклеты или мопеды — первая продукция мастерской Лаурина и Клемента

Забавные трициклы

А это уже более серьезное произведение L&K Voiturette Type A 1906 года

L&K TYP SG 1913 года

И его реклама в Российской Империи

Аппарат посерьезнее: L&K Škoda TYP 110 1929 года

Апофеоз довоенного производства Škoda — дедушка Superb 4000 1939 года. Шикарный четырехдверный пятиместный лимузин с четырехлитровой V-образной восьмеркой под капотом. Выпускался всего два года — 1939-1940, за это время было собрано 10 машин, в то время, как младшая модель Superb 3000 была выпущена в большем количестве.

Первая послевоенная модель экспозиции Škoda Octavia 1959 года. Небольшой двухдверный автомобильчик с 1,1 литровым двигателем для многих стал реальным воплощением мечты о своей машине.

Небольшой двухдверный автомобильчик с 1,1 литровым двигателем для многих стал реальным воплощением мечты о своей машине.

Škoda 1000 MB сменила Октавию на посту самого массового автомобиля марки. За годы выпуска было произведено 440 тысяч этих простеньких заднемоторных автомобильчиков.

В отличие от Октавии, имевшей переднее расположение мотора, заднемоторная компоновка этой модели не позволила выпустить ее в варианте отличном от седана.

Skoda Favorit 136 L появившаяся в 1987 году, стала практически революцией в мире заднемоторных ведерок, которые Škoda выпускала чуть не до конца восьмидесятых. 

И это вполне оправданно: переднеприводный автомобиль, с передним расположением двигателя и к тому же весьма дешевый (в ЧССР эта машина стоила ровно в два раза дешевле вазовской самары) — настоящий хит!

Ну а Škoda Felicia не просто знакома многим, некоторые шкодаводы даже владели такой. По сути, Felicia стала глубокой переработкой Favorita, которая проходила под неусыпным контролем VW (к тому времени он уже стал владельцем чешского автогиганта)

Škoda Felicia в музее, Млада-Болеслав

Концепт Vision D — можно сравнить с серийной новой Октавией, сходство передней части стремится к 100%

Концепт Vision D в музее, Млада-Болеслав

Третий зал встречает посетителей приглушенным светом, лампы освещают только экспонаты. Сначала мы видим натурального динозавра: ретроавтомобиль, который кажется вот-вот достали из сарая какого-то запасливого крестьянина. Ржавчина, отсутствие целых элементов конструкции и сборная солянка фурнитуры. А дальше представлены все этапы реставрации: начиная от определения модификации автомобиля и его исходного внешнего вида, сбора информации о его истории, до непосредственно этапов реставрационных работ — восстановления структуры кузова, элементов экстерьера, интерьера и так далее. К сожалению, непрофессиональной аппаратурой очень трудно сделать вменяемые снимки, так что здесь я воспользуюсь иллюстрациями с сайта музея. Кстати, на сайте с недавних пор есть и фотогалерея. Не очень большая, но тем не менее.


<- Český Krumlov
Pražský povodeň 2013 ->

Комментариев нет:

Отправить комментарий