Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

23 мая 2012 г.

День пятый. 23.05.12 Бяла-Подляска –Радом-Ченстохова-окрестности аэропорта Катовице-недостроенный автобан-Старе Халупки-Острава-Брно-Прага

Я видел секретные карты Генштаба… На них нет Америки
(с) Из разговора с офицером

Притомившись накануне (прежде всего - эмоционально), прямо таки дрыхли, по меркам нашего путешествия конечно, до семи часов утра. Час на отличный завтрак, погрузку в болид и прокладку маршрута, после чего можно выдвигаться на Прагу, там рис и гречка пиво и мясо! Едем в предвкушении "европейских дорог" и всего такого.


Знакомство начали с польской глубинки: еще не Европа в классическом понимании этого слова, но едва уловимая разница, даже с весьма благоустроенной Белоруссией, присутствует. Все больше черепичных крыш, святилища на выездах из сел. При этом качество организации дорог потрясающее: тотально асфальтированные, все они обозначены разметкой. Знаки, островки безопасности, подсветка на солнечных батареях - все как положено. Во всех деревнях вдоль трассы проложены тротуары!


Про польскую часть дороги на многих форумах встречаются два факта: она невысокого качества и проходит через очень большое количество деревень. Прям чуть ли не тотально одна деревня сплошная. С первым утверждением мы категорически не согласны: покрытие на абсолютном большинстве дорог, по которым мы проезжали, было на высочайшем уровне. Про качество организации движения я уже сказал (да вы и сами можете увидеть это на фотографиях). Часто встречается прикол, которого я кроме Польши нигде не встречал: дорога шириной в три полосы, размечена на две - по одной в каждую сторону. Еще по половинке отчерчено на обочине: когда догоняешь кого-то, он смещается чуть в сторону, то же самое делает встречка и все чудесно разъезжаются.

Что касается деревень... Да, их много. Не могу сказать, что прямо весь маршрут сквозь них проходит, но есть места, где действительно выезжаешь из одного села и попадаешь в другое, а есть - где трасса идет в стороне от населенных пунктов. Это больше характерно для участка Радом-Петркув Трыбунальский-Ченстохова и частично в сторону Катовице. Плюс строятся автобаны (можно ехать на Варшаву - там подлиннее в километрах, но скорость повыше), короче можно повыбирать как ехать. Не могу сказать, что мы расстроились, пробираясь по местным дорожкам - у нас был отличный повод поглазеть на польскую глубинку. К тому же, средняя скорость все равно волшебным образом держалась на расчетной цифре 70 км/ч.

Собственно, первые три сотни километров, пройденные за четыре часа красноречиво подтверждают тезис. Какие-то конкретные места мы не осматривали, знакомились со страной, как говорится, "с колес", так что тезисно пройдусь по тем вещам, которые особенно запомнились или бросились в глаза.

1. Вышеупомянутые особенности организации движения. Первое, что реально пугает и несколько сбивает с толку - это обилие информации. Причем, не всякого рекламного мусора (которого, правда, здесь тоже хватает), а реально полезной для перемещения на машине. Колея отмечена особым знаком, не таким, как неровная дорога, подписаны места выхода пешеходов, осадки, туман и все такое прочее. Знаки стоят (конечно, на мой неискушенный взгляд) действительно логично: запреты обусловлены реальной обстановкой и, что очень радует, их не забывают отменять соответствующими знаками. Несмотря на то, что там через пару сотен метров может и так бы зона действия закончилась из-за перекрестка или начала деревни какой.

Местами, конечно, доходит до странного (на взгляд россиян, конечно) - стоят знаки предупреждения о предупреждениях: через 300 метров будет знак "уступите дорогу" или в городе встречаются знаки "фоторадар".

Можно заранее составить маршрут и ехать вовсе без навигатора благодаря тому, что вдоль всех дорог через три-семь километров стоят указатели с их номерами, а на всех  съездах, развязках и круговых перекрестках направления движения расписаны подробнейшим образом. Забегая вперед, замечу, что мы так и вырвались из лабиринта деревень на границе с Чехией - ехали "по номерам".




2. Отношение местного населения к правилам дорожного движения довольно своеобразно. Несмотря на довольно суровые кары, которые прочат нарушителям, граждане ездят весьма лихо: 70-80 км/ч в населенных пунктах, 100-120 км/ч за городом, обгоны через сплошную и прочие прелести, которые у нас местами почти искоренили. На пешеходных переходах тормозить нужно особенно осторожно - могу вполне реально протаранить в корму.

Да, а наказание за нарушения начинается от 50 злотых, что равно примерно 500 рублям - столько составляет минимальный штраф за превышение скорости на 4 км/ч и более. Ограничение в населенке - 50 км/ч, на трассе - 90 км/ч. После дня в пути по М1 на скорости в 130 км/ч это кажется не сильно веселым, но постепенно привыкаешь.


3. Польша - страна фур. Что особенно радует - современных, а может и не очень, но точно мощных. Тупящих на подъеме автопоездов мы не видели практически ни разу. Значительную часть легкового парка составляют Пассаты и Пежо/Ситроены весьма преклонного возраста. Несмотря на годы эксплуатации, ездят они весьма бодро. Думаю, что причина их нормального состояния кроется в довольно умеренном климате и отсутствии адских ям на дорогах.



4. Организация дорожного движения подразумевает отсутствие дикой обочины и всяких странных съездов с дорог, а через это придорожная торговля и сервисы находятся в разумных рамках. Спектр предложений касается всего, что связано с обслуживанием грузовиков (мойка, ремонт, запчасти), также продают и покупают палеты (те, которые европоддоны). Ну и разборы легковушек есть в каждом мало-мальски крупном городке.

Практически в каждом селении можно встретить улицу Войска Польского и улицу Иоанна Павла II, по понятным причинам уровень религиозности Польши во время его папствования серьезно повысился. Связан с этим или нет факт повсеместного наличия святилищ на въезде в деревни я не могу сказать, но эти миниатюрные часовенки мы встречали везде.

Наконец, центральную часть страны украшают красивые стелы с гербом местного воеводства и гербами городов-побратимов, а столбы в деревнях оборудованы специальными полками, на которых аисты устраивают гнезда. В общем, посмотреть есть на что.





В отличие от стран бывшего СССР, большая часть угодий здесь находится в чьем-то владении и старательно огорожена. Съезд для похода "до ветра" нужно искать, правда там где он есть, лес замусорен точно также, как и в России, что с одной стороны развеивает миф о какой-то супер-чистоплотности западных народов, а с другой - одинаково печалит.


Пока я тут вам рассказывал про первые впечатления и всякое такое, мы незаметно для себя проехали больше половины польского отрезка пути и, протусовавшись полчасика на объезде ремонта в районе Пётркува-Трыбунальского, выруливаем на отличную дорогу по две полосы в каждом направлении. Дорога эта ведет в сторону Катовице, но потом коварный навигатор пытается увести нас по автобану А4 куда-то непонятно куда. Вопреки мнению железяки, съезжаем на привычную сельскую дорогу по которой выруливаем на кусок свежайшего автобана. Такого я не припоминаю в своих маршрутных заметках, но да ладно.


Буквально через полчаса встречаем перечеркнутые оранжевым указатели на Остраву и переход PL-CZ, еще через несколько километров становится очевидным, что так обозначены закрытые участки дороги. В этот момент весьма некстати зависает навигатор, так что едем по единственно возможному пути.

Он приводит нас к аэропорту Катовице, который сам-то не очень нужен, а вот заправка BP с кафешкой - это очень вовремя: бенз на исходе, а сами мы не прочь пообедать. Вообще, что в Польше, что в Чехии заправки крупных брендов очень радуют сервисом (хотя топливо там весьма вероятно может быть дороже, чем в местах попроще): кафе, мойка, автосервис - пожалуйста. Отдельно радуют ведра с водой и швабрами для протирки стекол, и возможность сначала налить сколько нужно топлива, а потом его оплатить: никакой порожней беготни в кассу.


Так вот, в местном Сабвэе берем по субмарине, а в машину льем польский Super (95) по 57,11 за литр на наши деньги. Кстати, 92 в Европе в широкой продаже нет. Кто-то пишет, что где-то, на "секретных" заправках в глухой провинции он есть, но за все время нашего путешествия мы таких не встретили. Есть 95, 98, бензин с биоэтанолом и всякая разная солярка (в Польше - ON).

Ну и вот тут мы понимаем, что записанные дома номера дорог нам очень пригодятся, ибо навигатор в обилии местных улиц тормозит безбожно и, зараза такая, норовит нас отправить по непостроенному автобану. Натали диктует с запасной распечатки номера дорог, на которые выезжаем по указателям "объезд". Я потом посмотрел на гуглоспутнике: там где нас вел "железный друг", там еще лет пять будут строить дорогу - местами даже насыпи нет.

Так вот, крадемся мы тайными тропами через приграничные села и деревни, которые, сливаясь, образуют бесконечный лабиринт улочек и дорожек. За очередным поворотом взбираемся на мост через Одер и к своей радости наблюдаем на обочине указатель Ceska Republika. Ура!


Для удобства уважаемых гостей Чешской Республики сразу после выезда на трассу D1 построена заправка Shell. Для своего расположения она весьма немноголюдна, радует чистотой и всякими удобствами. Заруливаем на нее с двумя целями: хотелось бы заправиться с прицелом на безостановочный доездинг до Праги, плюс, как порядочные автопутешественники, мы должны купить виньетку - специальную наклейку, обозначающую оплату пользования трассами Чехии.


Видимо вид мой был весьма красноречив: женщина за прилавком немедленно предложила купить десятидневную виньетку за 310 крон. Вписываю номер: часть клею на стекло, часть кладу в документы. Заправляем полный бак, разминаемся и морально готовимся к заключительному рывку.


После выезда с заправки следуют 350 километров движения по трассе со скоростью 130 км/ч. Никаких поворотов, съездов или чего-то такого. Трасса, изгибаясь в сторону Брно, ведет прямиком в Прагу. Две полосы, серьезные отбойники, никаких остановок вне отведенных мест - вот так выглядит правильная автомагистраль. Камер, на удивление, немного, а полиции и вовсе не видать. Тем не менее, поток за крайне редкими исключениями идет максимум +5 км/ч к разрешенной скорости. Тут нас постигло некоторое разочарование: новые польские дороги оказались гораздо комфортнее чешской бетонки: при движении по последней есть участки где стыки просто выносят мозг постоянным стуком, а правая полоса немилосердно трясет из-за, накатанной грузовиками, "стиральной доски".









Особо рассказывать нечего: пока светло, любовались пасторальными пейзажами, да рассматривали всякое, а как стемнело - уже почти и приехали. Трассу одолели чуть больше чем за три часа. Тут очень помогли указатели, расставленные на съездах и подсказки навигатора, который решил компенсировать свои польские тупняки и уверенно вел нас к цели. Машину запрятали в подземный гараж и немедленно завалились спать.


За день:
Пройдено 950 км за 13,5 часов.
Буквально один или два поста в Польше (и то, один был больше похож на пост транспортной инспекции), обилие камер в деревнях. И несколько камер на D1 в Чехии. О камерах предупреждают знаки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий